Фабрикантша Прасковья и ее сыновья
Клан Витовых – не многочисленный, однако был вполне успешным и заметным. Прасковья Витова стала первой женщиной, владевшей текстильным бизнесом. А созданное этим кланом отделочное производство работает до настоящего времени под маркой «Красная Талка».
В 1780 году Яков Фёдорович Кособрюхов основал ситценабивное производство. От него набойное дело перешло к сыну Фёдору, а затем и к его сыновьям Никите и Петру. Фамилия Витовы вместо неблагозвучной наследственной стала использоваться начиная с Никиты Фёдоровича, при этом первоначально во всех документах указывали и первую («а, Кособрюхов тож»).
Бизнес в стесненных условиях
Начинался бизнес на нынешней улице Советской (Негорелой). Старые фабричные здания Витовых не уцелели. Долгие годы все работы осуществлялись вручную, и только в 1846 году в деревянном корпусе установили первые на фабрике механизмы.
Вплоть до 1861 года семейство пребывало в крепостной зависимости, что было очень нехарактерно для ивановских капиталистых крестьян. В 1863 году оба брата – Никита и Пётр – умерли, и вдова Петра продала свою долю в производстве вдове деверя – Прасковье и двум ее сыновьям. Спустя год Прасковья с сыновьями перешла в купеческое сословие, объявив капитал по 2-й гильдии Вознесенского посада. В 1866 году был выстроен новый каменный корпус и постепенно количество рабочих достигло 80. Товар сбывался при фабрике или на ярмарке в Холуе.
Из Петрищева в Персию
Постепенно механическое ситцепечатание вытеснило ручной труд набойщиков, и к 1873 году на фабрике работали три печатные машины. Прасковья Ивановна начала строительство новых производственных корпусов на окраине города в пустоши Петрищево. В 1878 году возле соснового бора на левом берегу Талки уже работали заварочное и аппретурное отделения. Фабрика не имела собственного ткацкого производства и работала с покупным миткалем или с давальческим сырьем. Чтобы не зависеть от поставок, в 1879 году братья Фёдор и Александр Витовы вместе с фабрикантами Н.Н. Фокиным и А.Н. Новиковым купили механическую фабрику на Дмитровке, создав «Товарищество Иваново-Вознесенской мануфактуры». Товар начинают вывозить в Москву, где снимают помещение и нанимают приказчика.
Фабрика в Петрищеве была относительно небольшой – около 800 сотрудников. Были построены квартиры для служащих, спальни для рабочих, столовая, библиотека, приемный покой, баня и прачечная.
Образцы витовских ситцев есть на фабрике и в коллекции Музея ивановского ситца. При ориентированности ивановских производителей на общие рынки, у каждой есть нечто особенное. Значительная часть тканей с фабрики «Товарищества Прасковьи Витовой с сыновьями» были с ковровыми, абровыми рисунками, узорами с арабской вязью и предназначалась для рынка Средней Азии и Персии. На Средне-Азиатской выставке в Москве в 1891 году предприятие было награждено серебряной медалью. Можете посмотреть фотографии тканей на сайте музея, чтобы убедиться, насколько медаль была заслуженной.
В 1889-м Прасковья Ивановна умерла и дело полностью перешло к сыновьям, которые к этому времени женились на дочерях ситцепечатных фабрикантов – Куваевых и Барановых. 15 октября 1899 года в московском ресторане «Славянский базар» на 63-м году жизни умер от разрыва сердца Фёдор Никитич Витов. Через 10 лет умер и его брат Александр. После этого обе фирмы возглавили их наследники Фёдор и Николай Александровичи и Александр Фёдорович. Их сестры к тому времени породнились с другими семьями ивановских купцов-фабрикантов. Такие матримониальные связи были вполне обычны для фабрикантов и не ограничивались пределами города или даже губернии.
«Двушка» в центре города и другие особняки
Два бывших дома Витовых на нынешнем проспекте Ленина стоят друг напротив друга. Сначала Александр Никитич в 1880 году приобрел старый двухэтажный особняк на Александровской улице. В 1908 году им был заказан проект реконструкции в стиле модерн, который выполнил московский архитектор П.А. Заруцкий. Украшением особняка стали балконные решетки, междуэтажная лестница и двое ворот, ведущих во двор усадьбы. В советское время здание заняли под губернский суд, сейчас в нём областная прокуратура. В 1930-е годы надстроили третий этаж, а в 1982 году сделали обширную пристройку со стилизованным под модерн балконом. Кованые металлические детали, придававшие неповторимость особняку, были утрачены. Примыкавший к особняку парк стал сквером.
В 1900 году Александр Никитич приобрел у купца Е.П. Клюнина владение на противоположной стороне Александровской улицы, вероятно, для сына Фёдора, который окончил Рижский политех по специальности «инженер-электрик» и был членом правления «Товарищества Иваново-Вознесенской мануфактуры», а с 1908 года управлял московским представительством родительской фабрики. По проекту городского архитектора С.В. Напалкова при доме выстроили новый флигель и служебные корпуса во дворе. В этом особняке сейчас размещается станция скорой помощи.
Родовой двухэтажный особняк на Негорелой (Советской) улице в 1884 году получил богатую штукатурную отделку. После Октябрьской революции в нём разместилось музыкальное училище, с целью расширения которого в 1965 году старинный особняк встроили в новое трехэтажное здание.