Как будут учиться в школах в новом учебном году

В этом году приближающийся День знаний несет не столько радости, сколько тревоги. Особенно беспокоятся родители первоклассников и учеников выпускных классов. Как будет организован учебный процесс в школах в связи с коронавирусными ограничениями? Не вернется ли снова дистанционное обучение, которое доставило столько проблем и детям, и учителям, и родителям?

Еще в начале августа по городу поползли слухи, что учебный год 1 сентября начнется как обычно, но уже с 20 сентября всех опять переведут на дистанционку. Якобы об этом директора школ говорили учителям на совещаниях, призывая заранее готовиться к такому повороту событий. Кроме того, рассказывали (видимо, ориентируясь на регламенты, разработанные для сдачи единого государственного экзамена) про то, что теперь дети в школах на перемены выходить не будут, а в туалеты их будут водить строем.

Непонятного в этих вопросах много – и чтобы получить на них ответы, мы обратились к начальнику управления образования г.Иваново Елене Арешиной за разъяснениями. Информация из первых рук всегда лучше, чем невнятные слухи, даже если она не слишком обнадеживает.

- Елена Васильевна, до 1 сентября остается меньше двух недель, а дети и родители по-прежнему остаются в неведении, что будет происходить в школах. Вернется ли прежняя школьная жизнь с шумными переменами и общешкольными мероприятиями, или надо снова готовиться с дистанционному обучению?

- Слухов действительно немало. И пока не на все вопросы есть однозначные ответы. Однозначно могу сказать, что коронавирусная инфекция никуда не делась, и противоэпидемические меры тоже. Так что в том виде, к которому мы все с детства привыкли, школы работать пока не будут. Поверьте, для нас – и для управления образования, и для администраций школ, и для учителей – это тоже нелегкая ситуация.

- Правда ли, что с 20 сентября снова введут дистанционное образование?

- Некоторое время назад озвучивалась другая дата – 15 сентября. Теперь говорят о 20-м. нет, это неправда. Я ответственно заявляю: никаких жестких установок о введении дистанционного обучения нет. Есть понимание, что ограничительные меры могут вернуться, если будет взрывной рост числа новых заболевших. А прогнозировать, когда это произойдет – в сентябре, ноябре или феврале – сейчас никто не может.

Безусловно, мы готовимся к тому, что придется вновь переходить на дистанционную форму обучения – такую вероятность нельзя сбрасывать со счетов. Но в первую очередь подготовка школ к новому учебному году заключается в том, чтобы организовать работу очно, но в соответствии с регламентом Роспотребнадзора.

- Этот регламент уже утвержден? Какие требования в нем установлены?

- Нет, этот регламент сейчас дорабатывается департаментом образования с участием нашего управления и с учетом мнения директоров школ. Основная цель регламента – минимизировать контакты между группами учеников, то есть между классами. Конечно, ни о каких массовых мероприятиях речи нет – традиционных линеек на 1 сентября, к сожалению, не будет.

Каждая школа сейчас вырабатывает свою модель действий с учетом самых разных факторов: количества классов, учебных кабинетов, количества входов в здание.

Однозначно сейчас можно сказать, что каждый класс будет учиться в своем кабинете, и учителя-предметники будут приходить к классу, а не наоборот, как раньше было в средних и старших классах. Возможно, сохранится деление на группы на уроках иностранного языка, а также использование отдельных кабинетов на уроках по предметам, где требуется специфическое оборудование – например, на уроках технологии или информатики. Но при этом необходимо каждой школы.

- А физкультура?

- В проекте регламента рекомендуется по максимуму проводить занятия физкультурой на свежем воздухе. Понятно, что в нашем климате это далеко не всегда возможно.

- Не очень понятно, как можно развести учеников во время перемен, особенно начальные классы. Дети будут сидеть в кабинетах и им запретят выходить в рекреации?

- Конечно, нет. Даже на уровне бытовой логики: после 40 минут занятий детям нужна разрядка, тем более учащимся начальной школы. Кроме того, необходимо проветривать классы.

- А походы в туалет в сопровождении учителя?

- Давайте не будем утрировать. Конечно, есть требования по разведению потоков детей, в том числе при посещении санузлов, но никто не будет доводить ситуацию до абсурда. Самые «опасные» места – то есть те, где может оказаться одновременно большое количество детей – это раздевалки, столовая и туалеты. И, повторю, сейчас одна из задач администраций школ – разработать такую логистическую модель, чтобы эти контакты минимизировать.

Понимаете, мы сейчас из всех зол пытаемся выбрать меньшее – сделать так, чтобы и дети, и учителя испытывали как можно меньше неудобств, но при этом соблюдались противоэпидемические требования. Иначе да, есть только один выход – возврат к дистанционному обучению.

Если вернуться к вопросу о том, как будут разводить потоки детей, то, скорее всего, в большинстве школ выберут каскадный метод, то есть уроки в разных классах будут начинаться с интервалом 10-15 минут. Соответственно, и на перемены ребята будут выходить в разное время, и посещать столовую, раздевалки и санузлы – тоже. Для разведения потоков будут использоваться все возможности, мы рекомендуем задействовать все запасные выходы и лестницы. Чтобы просчитать все это, нужна огромная работа, которую сейчас ведут администрации школ.

- Учителя будут работать в масках?

- Вопрос о том будут ли учителя работать в масках или в защитных экранах сейчас решается. Если средства индивидуальной защиты учителям все же понадобятся, ими обеспечит школа. Учителя не должны тратить на средства индивидуальной защиты личные деньги.

- Будет ли термометрия на входе в школу?

- Нет, не будет. Практика проведения ЕГЭ показала, что данные термометрии не всегда корректны. Например, если ребенок постоял на жарком солнце или побегал во дворе или по дороге в школу. Кроме того, она требует немало времени: на то, чтобы измерить температуру 100 человекам, нужно порядка 40 минут. И если в школе учатся порядка 1000 детей, это нереально.

Поэтому будет система чек-листов, которая сегодня уже вполне нормально работает в детских садах. Родители должны дома померить ребенку температуру, а с 16 лет ребенок сам может написать чек-лист. Форма будет разработана и будет все выдаваться. Мы очень просим родителей понять ту ответственность, которая на них ложится, и если у ребенка есть признаки респираторного заболевания, то его нужно оставлять дома.

- А не получится так, что увеличится количество детей, которые учатся во вторую смену?

- Мы это не приветствуем, но, скорее всего, такого не будет. Учебный день может немного сдвинуться, а у учителей он может стать более продолжительным. Но проект регламента позволяет, например, сократить длительность уроков до 30 минут. Это решение принимается на уровне школы.

- Очень переживают родители первоклассников, потому что многие понимают, что в первом классе очень важен контакт с учителем. И они беспокоятся, что уже в сентябре школа опять может уйти на удаленку. 

- Контакт с учителем очень важен и для ребенка, и для родителей. Именно поэтому принято решение, что для 1-х, 5-х и 10-х классов в этом году перекличка пройдет в очной форме, пусть и на свежем воздухе и с соблюдением противоэпидемических мер. Для остальных классов перекличка в этом году будет проходить в дистанционной форме.

В целом, регламент предписывает минимизировать очное общение учителей с родителями. В том числе рекомендуется проводить родительские собрания в режиме онлайн. Конечно, в случае необходимости можно записаться на прием и к завучу, и к директору. А для первых классов мы будем рекомендовать первое время после уроков организовывать общение учителей с родителями на улице, во дворе школы. Потому что вопросы всегда возникают, и задача учителя – разъяснить, успокоить, найти компромисс.

- У нас много учителей пенсионного возраста. Как они будут работать в новых условиях и будут ли вообще?

- Это самая большая наша проблема. На данный момент проект регламента предписывает, что сотрудники школ старше 65 лет должны работать удаленно. Очень многие директора уже высказали свою позицию, я свое мнение уже давно обозначила: нам эти учителя в школе необходимы. Потому что иногда один учитель ведет определенный предмет и его некем заменить.

Для того, чтобы понять масштаб проблемы: в ивановских школах около 8% сотрудников старше 65 лет, из них половина – учителя, это более 250 человек. Остальные – младший технический персонал, без которого сегодня обойтись невозможно, поскольку именно на них ложится выполнение регламентов в части влажной уборки.

Так что пока с этим все очень сложно. Надеюсь, найти компромиссное решение получится.

- Насколько велика вероятность, что школы все-таки уйдут опять на дистанционное обучение? И приняты ли какие-то меры, чтобы этот переход был менее болезненным, чем весной? 

- Вероятность такая есть, мы об этом уже говорили. И тут, на мой взгляд, одна из главных задач – разъяснить родителям, что дистанционное обучение – это не только онлайн-уроки. Более того: есть определенные нормативы, сколько таких уроков в день может быть у детей определенного возраста. Так что полностью перевести обучение в онлайн-формат не получится при всем желании.

Для школ мы поставили задачу унифицировать обратную связь с учениками. Родителей раздражало, в том числе то, что одному учителю надо на почту, другому – в ВК, третьему еще как-нибудь. Надо разобраться хотя бы с этим.

Город закупил дополнительную компьютерную технику. Кроме того, помогает участие наших школ в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда»: 45 школ города получают оборудование – ноутбуки для учащихся и учителей, интерактивные комплексы. Еще 4 школы получат оборудование в следующем году.

Прорабатываем возможность даже при карантине проводить уроки из школы – все-таки это совершенно другой уровень. Сделаны определенные выводы по методологии. Так что, надеюсь, если все-таки придется уйти на дистанционный режим, проблем будет гораздо меньше.

Кстати, проект регламента предусматривает возможность перевода в дистанционный режим отдельных предметов. Например, ОБЖ в 8-11 классах или второй иностранный язык. Решение об этом принимается на уровне конкретной школы.

- Что вы сейчас посоветуете ученикам выпускных классов и их родителям, которые переживают, что весной опять может начаться неразбериха с экзаменами? 

- Я хотела бы их немного успокоить. В этом году ребята в 11-х классах сдали ЕГЭ с более высокими результатами, чем в прошлом году. Это говорит о том, что они сумели использовать период дистанционного обучения на все сто процентов – именно для подготовки к экзаменам. Кроме того, многие убедились в том, что онлайн-образование дает очень широкие возможности: это и дополнительные курсы, и занятия с преподавателями из высшей школы.

Так что нужно не переживать, а просто настроиться на серьезную работу, на учебу. Вместе посидеть, проговорить разные варианты развития событий. И идти в школу с намерением, пока есть возможность общения с учителей, использовать ее. Не просто отсиживаться, а работать.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам