В соревнованиях примут участие команды девушек из России и Белоруссии
На 21 ноября в мэрию направлена 21 заявка от инициативных граждан на участие в муниципальном отборе проектов
Собственники и наниматели жилых помещений имеют другое жильё
Звание присвоено  капитану полиции Денису Бубнову, старшему участковому уполномоченному полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД России по Советскому району
В Иванове пройдет Всероссийский конкурс жестового пения
22 октября в России отмечается литературный праздник «Белые журавли». Его придумал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов как память о солдатах, не вернувшихся с кровавых полей Великой Отечественной, как символ дружбы народов и культур многонациональной России

Символом многонациональной России можно назвать и сам Дагестан, где проживают представители более ста народов, люди говорят на 40 языках и 120 диалектах. А еще Дагестан – это неповторимая гамма цветов, палитра красок и их оттенков, которые способна создать только природа.

Первый раз я была в Дагестане в 2013 году. Шел конец марта, у нас в это время еще почти полноценная зима, а там цвели абрикосы. Нежно-розовым на фоне бурой, еще не нарядившейся в зеленую траву земли. Это было мое первое цветовое восприятие республики.

Август 2020 года. Я снова в Дагестане, в составе группы журналистов, представляющих российскую Гильдию межэтнической журналистики на фестивале «Каспий – море дружбы» и совершающих этноэкспедицию по республике. И снова – яркие, широкими мазками цвета.

В бежевых тонах

Один из основных оттенков здесь – светло-бежевый. Это цвет местной горной породы, из которого построено большинство зданий.

Светло-бежевым предстал перед нами Дербент – древнейший город России, самый южный город России, находящийся недалеко от границы с Азербайджаном. Через Дербент в давно минувшие эпохи проходил Великий шелковый путь, связывающий Восток с Западом, разные цивилизации, разные философии. Название города переводится как «закрытые врата» или «железные врата», а возвышающаяся над Дербентом крепость Нарын-кала – символ этих ворот: кто владел Дербентом, тот вершил судьбы торговых караванов, устремляющихся в узкое горлышко равнины между Каспийским морем и горами Большого Кавказа. Поэтому город за свою историю пережил множество набегов. И даже мощные крепостные стены, уходящие в море во избежание обхода по воде, не всегда спасали от захвата. Есть легенда, что однажды цитадель удалось взять, только отравив воду в питающих Нарын-калу горных источниках.

Сейчас в крепость вороты открыты для всех. Посетителей так много, что проблематично даже сделать фотографию, чтобы в кадр не попал кто-то из туристов или местных молодоженов. Но восхититься самым великолепным зрелищем – видом сверху на город и выглядывающее из-за домов море – не мешает никто.

И снова о розовом. Но не таком нежном, как цветущий абрикос, а густом, темном, переходящем в малиновый. Это цвет розового полусладкого шампанского, выпускаемого Дербентским заводом игристых вин. Увидеть процесс его производства, заглянуть в винные погреба предприятия могут не только журналисты или специально приглашенные гости, но и любой желающий, записавшись на экскурсию по заводу.

А вот древний аул Губден. По его улочкам идешь либо снизу вверх, либо сверху вниз по склону хребта, на котором приютились дома. Тоже песчано-бежевые. То тут, то там прихлопнутые красными лопатками – крышами, что особенно заметно с верхней точки аула.

Время здесь как будто остановилось. Его следы можно прочитать лишь по выветренным причудливым образом скалам на окраине села. Одна из таких скал, дыханием ветра выточенная в арку, стала символом Губдена.

В Губдене, конечно, есть продуктовые магазины, но хлеб здесь пекут вручную. Сначала дома замешивают тесто, а потом несут его в общую на весь аул печь, занимающую целое помещение, где катают и пекут лепешки.

В Губдене есть кафешка, где готовят – нет, не чуду, хотя чуду, наверное, тоже готовят, а замечательную пиццу. Она совсем не похожа на классический итальянский образец с тонким тестом и всем по чуть-чуть. Губденская пицца – с пышной булкой и толстым-толстым слоем сыра-колбасы-помидор. Обалденная вкуснота. Эта ярко-красная пицца – как вызов заснувшему времени, как озорной посланник другого мира, вносящий новые краски в вечно-бежевое безмолвие. 

Изумруд и бирюза

Щедро захватила кистью художница-природа и зеленой гаммы, плеснув её оттенками по всему полотну под названием «Дагестан».

Зеленеют вдоль дорог бесконечные виноградники. Виноград там совсем не такой, как у нас в средней полосе России, даже если одного сорта. Если у нас это просто сладкая (в лучшем случае) водянистая ягода, то дагестанский виноград – плотный, мясистый и упругий, как мячик. И сытный, как полноценная еда. Впрочем, может, она и есть самая полноценная.

Зеленеют предгорья и горы Большого Кавказа. Нежно-салатные издали, при приближении предгорья темнеют, а сплошной изумрудный ковер оборачивается лиственным лесом. Выше, в горах, где низкие температуры выдерживают только чудом цепляющиеся за крутые склоны сосны и ели, зелень становится еще суровее, а потом обрывается, уступая место отвесным горько-шоколадным с рыжими глиняными прожилками скалам. Жутковато пробираться между ними по горному серпантину в ожидании, что именно на твою голову сейчас обрушится камнепад или выйдет из берегов, сметая всё на своем пути, вспученная дождями горная река.

Еще здесь можно увидеть горы вверх ногами. Это их отражения в горных озерах, цвет которых меняется вместе с погодой. Когда пасмурно, они темны и неприветливы. Когда ясно, сверкают бирюзой и манят к себе. Но вода там обычно холодная.

Бирюзовый цвет во всех его оттенках встретишь в любом уголке Дагестана. Это, конечно, Каспийское море. Светло-бирюзовое у берега, оно, набирая глубину, сгущает краски и переходит в бесконечную синь.

Это река Сулак, давшая название одной из главных природных достопримечательностей республики – Сулакскому каньону. Ярким стеклышком сверкает она на двухкилометровой глубине, разрезая горный массив на две половинки с резко уходящими вниз краями.

Это Сулакское водохранилище, отделенное от одноименного каньона Чиркейской ГЭС и обязанное ей своим происхождением. Местные рассказывают, что такой кристально-изумрудный цвет воде здесь подарили какие-то особые минералы в горной породе, образующей дно и берега реки и водоема.

И если бирюза считается переходным цветом между зеленым и голубым, то логичным продолжением всего этого бирюзового великолепия можно по праву считать голубое небо солнечного края. Небо, под которым играют своими оттенками все краски насыщенной палитры Дагестана.

Но иногда небо хмурится. Подернутое тучами, оно приобретает дымчато-чернильный окрас, вместе с дождем выливая чернила и на волнующийся в непогоду Каспий. Как только тучи уходят, умывшиеся дождевой водой краски переливаются с новой силой.

Многоцветная столица

И, конечно, сразу во всей цветовой гамме предстает Махачкала – столица Дагестана. Лучше всего это видно с горы Тарки-Тау, у подножия которой раскинулся город. Лазуревое небо, мозаика разноцветных крыш под ногами, бирюзовое море, серо-бежевые домики поселка Тарки на склоне горы и здесь же изумрудные фруктовые сады, где в зеленой листве прячутся ароматные розовые персики.

Как будто игрушечная сверху, изнутри Махачкала не менее пестрая. Изумрудный с алыми брызгами цветов приморский бульвар имени Сулеймана Стальского. Теплый солнечный песок городского пляжа. Упругое цвета кофе с молоком песчаное морское дно, слегка пружинящее под ногами.

И красные, зеленые, коричневые, с богатым позолоченным орнаментом заплатки на домах – массивные, в половину фасада, ворота частных домовладений. Это лицо дома, свидетельствующее об уровне благосостояния хозяина и его отношении к своему жилищу. «Мой дом – моя крепость» – это про них.

Дай бог, чтобы в эти дома больше никогда не приходила война, и такая прекрасная многоцветная земля не почернела от горя.

***

Особую благодарность за гостеприимство и увлекательные экскурсии выражаем Хасайбат Валиевой – начальнику отдела по социокультурной адаптации иностранных граждан и работе с соотечественниками Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан и Наиде Магомедовой – консультанту отдела по социокультурной адаптации иностранных граждан и работе с соотечественниками Миннаца РД.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Самое щедрое дарение в истории музея

Коллекция Ивановского художественного музея пополнилась шестью картинами XIX века

Жизнь на ладошке

Сейчас выхаживают крох, родившихся даже на 22-й

Это просто красиво

Бальные танцы – это не просто искусство движения, но и целый мир, наполненный грацией, эмоциями и культурными традициями

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам