«Плохую машину «Адмиралом» не назовут»
До конца года на ивановские улицы выйдет 31 новый троллейбус марки «Адмирал». Красные современные машины в основном будут ездить по маршрутам № 6 (Железнодорожный вокзал – город Кохма) и № 4 (м. Отрадное – Автовокзал).
Мало, но хорошо
Сейчас в депо поступили 25 троллейбусов, их можно встретить на улицах. Но перед тем, как выпустить новые машины в город, нужно было научить водителей управлять ими. Обучение продолжалось от 8 до 24 часов. Сначала ездили только по территории депо, выходили в город без пассажиров, сдавали экзамены.
Такой путь прошел и водитель троллейбуса с семилетним стажем Максим Вдовин. Он пересел на «Адмирал» недавно, но уже осознал все его преимущества: «В первый день, когда я выехал, мне сразу же потребовался автономный ход: на повороте с площади Революции, на Молочной горке, на нашу контактную сеть упал оборвавшийся провод. Те, кто ехал на старых машинах, были вынуждены ждать, а я, даже не выходя из кабины, сложил штанги, и смог поехать, включив автономный ход. Я очень обрадовался, что есть такая возможность: страшно было смотреть на очередь, которая образовывалась за мной».
Запас автономного хода у новых троллейбусов небольшой – в зависимости от загрузки и уклона дороги «Адмирал» может преодолеть без контактной сети до 400 метров на скорости около 8 км/час. Но этого достаточно, чтобы объехать аварию или другое препятствие. И если на новые троллейбусы заменить весь парк, то в городе перестанут образовываться очереди из «рогатых» после каждой аварии под контактной сетью или ДТП.
Новые троллейбусы обязательно проходят наладку на территории депо. Для этого здесь работают специалисты завода-изготовителя ООО «ПК Транспортные системы». Эти же люди устраняют неполадки, если они вдруг появляются. Ремонт производится по гарантии, которая будет действовать два года с момента получения машин.
С собой только массажный коврик
Чем еще удивил троллейбус? Продуманностью. Водитель объяснил: «Обычно мы весь инструмент, зеркала, ключи, ящики, перчатки, аптечку брали с собой – в старых машинах их было негде оставлять. Тут всё штатное. Инструменты – под креслом. У аптечки тоже свое место, а из кабины ничего не утащишь: когда я ухожу, закрываю ее на ключ». Но есть и вещи, которые Максим перенес из прошлой машины – это держатель для смартфона и массажный коврик с деревянными бусинами. Говорит, настолько привык к ним, что решил, что они переедут с ним и в новый троллейбус. Хотя мужчина признается: об удобстве водителя позаботились еще на заводе. Кресло тут подогревается и регулируется, а значит, поездки становятся гораздо комфортнее. За счет индивидуальных настроек у сотрудников меньше устает спина.
Еще один из плюсов – нет необходимости бегать по депо с маршрутными указателями: «Бывает, что один день работаешь на двойке, а второй – на четверке. Раньше я должен был сам менять надписи, а теперь могу просто нажать две кнопки на сенсорном экране – и бегущая строка показывает нужный маршрут. Так же можно подписать, что я еду на обед или в депо».
Чтобы никого не зажало
В «Адмирале» установлено девять видеокамер. Одна – направлена на штанги (рога). Несколько мониторят, как дела за бортом. Например, показывают, что происходит за троллейбусом, и помогают сдавать задом на 13-метровой машине без посторонней помощи. Четыре камеры контролируют ситуацию в салоне. К примеру, видя двери, водитель может понять, все ли пассажиры зашли в салон, и никого не защемить. Раньше для этого нужно было вглядываться в зеркало заднего вида или наблюдать за салоном вполоборота. Теперь стало гораздо удобнее. Если водитель всё же не заметит, что человек не успел выйти, и зажмет его в дверях, то ничего страшного не случится. Система отреагирует сама. Мы проверили, как это работает: я подставила руку между дверьми, а Максим Вдовин нажал на кнопку закрытия. Локоть немного сдавило, но потом дверцы сразу открылись, а на экране у водителя загорелась красная подпись «зажат пассажир передней двери». Троллейбус не тронется с места, если двери полностью не закрыты.
Отдельно стоит поговорить о том, как троллейбус приспособлен для маломобильных групп населения: инвалидов, родителей с колясками или велосипедистов. «Недавно я вез человека с ограниченными возможностями, – вспоминает Максим Вдовин. – Всё было очень просто. Я подъехал к остановке, опустил троллейбус («Адмирал» умеет наклоняться около остановок. – Н.М.), вышел, вытащил трап… и мужчина на коляске с моторчиком легко заехал в салон. Так же мы сделали и на конечной». Для того чтобы водитель понял, когда раскладывать трап, около места для маломобильных граждан есть кнопка с микрофоном. Человек с ограниченными возможностями может позвонить и сказать: «Выхожу через две остановки». Так водитель троллейбуса будет понимать, когда ему нужно подготовиться, наклонить троллейбус и вытащить трап.
По дороге не скучно
Для пассажиров в салоне есть экраны: на одном – правила перевозки, на втором можно прочитать свежий гороскоп, новости и получить другую информацию. Остановки тоже объявляются автоматически – в программном обеспечении зашит GPS и ГЛОНАСС, так троллейбус без помощи водителя воспроизводит аудио, когда «понимает», что оказался в том или ином месте.
Максим Вдовин уже привык ко всем удобствам: «Я быстро освоился, сейчас мне даже нравится, что здесь нет датчиков и кнопочек – только экраны. Потребовалась буквально неделя, чтобы адаптироваться. Сейчас мне кажется, что это гораздо удобнее».
Хотя на предприятии рассказывают, что не все водители считают, что им стоит менять машину. Некоторые отказываются от предложения пересесть на новые «Адмиралы». В основном это касается людей в возрасте: не все хотят переучиваться после десятка лет работы на старом троллейбусе и привыкать к новой модели.
Говорить о существенных минусах новых машин пока рано. Как считает главный инженер депо Александр Чесноков, чтобы понять, как себя поведут троллейбусы, насколько они качественные, нужно как минимум год. Когда троллейбусы покажут себя во всех сезонах, можно будет более детально оценить их плюсы и минусы. «Но плохую машину «Адмиралом» не назовут», – посмеялся мужчина.
В салоне и в кабине водителя установлен раздельный климат-контроль. То есть за рулем можно ехать хоть в майке, а для пассажиров настроить температуру, при которой будет комфортно находиться в троллейбусе в сезонной одежде.