Ивановские экспонаты в музеях страны

В чужом городе всегда приятно увидеть что-то напоминающее о доме – пусть даже автокран «Ивановец» или магазинную вывеску «Ивановский трикотаж». В долгом путешествии и то и другое попадется наверняка. Но еще приятнее встреча, когда на нее не рассчитываешь – например, в музее – где-нибудь за сотни километров.

Шуйская негоциантка на Черном море 

Доподлинно неизвестно, как завязались отношения между шуйскими купцами Киселёвыми и знаменитым портретистом Василием Тропининым. Художник в разное время запечатлел многих представителей этого семейства. Три работы из киселёвской серии находятся в фондах Ивановского художественного музея. Одна – в Рязани. Еще две – в Москве, в том числе в собрании Третьяковской галереи. Я же неожиданно встретил шуйскую барышню на берегу Черного моря – в зале Севастопольского художественного музея. Метровое полотно подписано как «Портрет жены негоцианта Киселёва» и датировано 1841 годом. (Негоциант, согласно Словарю забытых и трудных слов 18–19 века, – «богатый купец, коммерсант». Кстати, в ходу было и слово «негоциантка»: «А ложа, где, красой блистая, Негоциантка молодая, Самолюбива и томна, Толпой рабов окружена?» – пример из «Евгения Онегина».)

На полупарадном портрете из севастопольского музея изображена молодая женщина. Руки и плечи обнажены; румянец на лице контрастирует с аристократической белизной тела. Привлекают внимание тяжелые изумрудные серьги, бусы из цветного стекла. Непривычно, что обручальное кольцо – на указательном пальце правой руки (это характерно для первой половины позапрошлого века). 

Вероятно, изображена жена шуйского купца Дмитрия Диомидовича Киселёва – Александра Александровна (урожденная Карзинкина). Портрет ее супруга хранится сейчас в Иванове. Любопытная деталь: у мужа обручальное кольцо – на правом мизинце. 

Благодаря купцам Киселевым шуйская хлопчатобумажная промышленность получила мощное развитие в первой половине 19 века. Двое представителей рода в разное время занимали пост городского головы. На средства Киселёвых в Шуе построена больница (здание сохранилось), которую долгое время украшали тропининские портреты.

Этикетка на Красной площади 

Государственный исторический музей стоит в Москве между двумя площадями: Красной и Манежной. Знаковому расположению соответствует и концепция экспозиции – в ней рассказывается обо всех регионах бывшей Российской империи, о важнейших исторических этапах. Есть и один экспонат из Иванова. 

Конечно, я сразу оживился, увидев манеры – резные доски, с помощью которых наносили узоры на ткани. Но они в собрании Исторического музея – шуйские и подмосковные. А от Иваново-Вознесенска – только этикетка (фабричная марка). Правда, отлита она в начале прошлого века из чугуна. На увесистой табличке, которая когда-то крепилась к ткацкому станку, указано: «Общества заводов бывших Пономарёва в Иваново-Вознесенске». Так назывался до революции «Ивтекмаш». Производство было основано еще в середине 19 века, располагалось, как и в советское время, в Минееве и выпускало ткацкие станки: не хуже европейских, но вдвое дешевле. 

Слово «бывших» в названии компании объясняется тем, что в 1898 году Иван Евдокимович Пономарёв продал свои заводы французскому акционерному обществу. Европейцы приехали в Иваново-Вознесенск со своим штатом администрации и служащих, директором стал француз Мезонье. Русского языка они не знали, изъясниться с работниками не могли, и предприятие вскоре ушло в глубокий минус. Однако именно при французах в Иванове был выпущен ткацкий станок, чугунную марку с которого можно увидеть сегодня в экспозиции главного музея страны. 

«Красная Шапочка» Бориса Ельцина

Екатеринбургский «Ельцин-центр» – один из лучших музеев страны: современный и концептуальный, продуманный до мелочей. Даже пол в здании выглядит символично: отполированный бетон покрыт паутиной мелких трещин (это будто ельцинская Россия – расползающаяся, но еще монолитная). Экспозиция, конечно, «подыгрывает» первому президенту страны, создает вокруг него миф – молодые посетители выходят из музея, искренне очарованными исторической личностью.

На мультимедийной музейной карте выведена информация о поездках Ельцина по стране, можно посмотреть архивные снимки. Но Иваново почему-то не попало в фоторяд. Зато в экспозиции представлена номерная палехская шкатулка, которую первый президент России выиграл на студенческом волейбольном турнире в 1956 году. На черном фоне папье-маше – Красная Шапочка и Серый волк. Автор работы – Валентина Папыгина – рядовая художница палехской артели. 

Не всё ивановское – ивановское

Сердце патриота-ивановца может екнуть в Вологодском музее кружева. За стеклом витрины – агитационная салфетка, изготовленная в 1950-е «Ивановской кружевной артелью». Мастерицы сплели из ниток советский герб, а вместо лозунга про «пролетариев всех стран» вышили собственное название. Я, конечно, заинтересовался: что это за коллектив, где базировался, почему ничего про него в городе не известно. Но краеведческого открытия не случилось. Оказывается «Ивановская кружевная артель» была основана в 1921 году в Вологодской губернии – в селе Ивановское (ныне оно исчезло с карт).

Истинно ивановские экспонаты можно найти во многих музеях страны. Конечно, чаще всего показывают ситцы, напечатанные на наших фабриках. Во многих экспозициях представлены произведения палешан.

Ну а если «ивановский след» в каком-то музее не удалось обнаружить – не расстраивайтесь. На улице обязательно встретится автокран «Ивановец». Родной город напомнит о себе – где бы вы ни находились. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам