Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
На аукционе "Кристис" в 2011 году такая книга была продана за 8750 фунтов стерлингов. Труд издан за счёт автора. Никогда не поступал в продажу. Эйфель дарил книгу библиотекам, университетам и выдающимся современникам.

В день Парижской коммуны я задумалась: как в Иванове появилась одноименная улица? И вообще, что у нас еще есть эдакого, парижского? Оказалось, много чего, например Кодекс Наполеона, изданный при его жизни, и даже чертежи Эйфелевой башни, подписанные рукой конструктора.

Идеологическая топонимика, не больше

Многие люди старшего поколения помнят: когда-то день Парижской коммуны был красным днем календаря и даже выходным. Почи во всех российских городах есть улицы Парижской коммуны. В том числе и в Иванове. Казалось бы, зачем в 1940 году переименовали старинную Небурчиловскую (позже к ней присоединили еще и улицу Декабристов)? И вообще, где Париж, а где Иваново? У них же там нет, к примеру, улицы Маевок или первого Совета. Известный краевед, писатель и историк Александр Семененко поясняет: «Во время тех французских протестных событий 1871 года в столице была создана коммуна, то есть самоуправление отдельно взятой территории. К коммунизму это никакого отношения не имело. Но Маркс высоко отозвался о революционном восстании, которое длилось чуть больше двух месяцев – вот, мол, они направили свои усилия против буржуазии, – и Парижскую коммуну все его последователи стали восхвалять».

Чертежи Эйфеля с автографом

Что еще парижского есть в Иванове? Чертежи Эйфелевой башни, подписанные рукой ее создателя. Хранятся они в Ивановской областной научной библиотеке. И об этом мало кто знает. Это два огромных тома в одинаковых красивых переплетах. Один называется «La tour de trois cents mètres» («Трехсотметровая башня»), автор Gustave Eiffel (Гюстав Эйфель), издана у известного тогда парижского книгоиздателя Лимертье в 1900 году, то есть через одиннадцать лет после окончания строительства знаменитой башни. В этом томе в основном тексты, описание конструкции, история ее создания и прочее – такое обширное исследование. А вот во втором томе уже непосредственно расчеты, чертежи, формулы, понятные, лишь специалистам. «Шрифт очень мелкий, – рассказывает главный научный сотрудник Кристина Яркова, – специфической информации много, изучать ее можно было только с лупой. Этих книг было выпущено всего пятьсот экземпляров на бумаге высшего качества. Они пронумерованы и печатались для какого-то ограниченного круга лиц. Наши экземпляры под номерами 181 и 463. На томе с текстом есть собственноручный автограф Эйфеля. Кому он посвящен – непонятно. Возможно, Рижскому политехническому институту (именно оттуда это издание и попало в Ивановскую областную научную библиотеку) или кому-то из его преподавателей».

Кому могло быть интересно такое тщательное собрание технической информации об одной, пусть даже и очень известной башне? И востребованы ли эти знания кем-то сегодня? «Если кто-то заинтересовался бы сейчас характеристиками или детальными расчетами конструкции знаменитой башни, то здесь он смог найти наиподробнейшие сведения. Но в наше время никто книгу не спрашивал. Но судя по тому, как залистаны страницы с таблицами, специалисты, инженеры-конструкторы, архитекторы довольно часто обращались к этим источникам. Может, изучали опыт Эйфеля, расчеты нагрузки металла. Например, там описывается, при каком ветре и как себя будет вести эта конструкция. Если нынешние ученые-инженеры заинтересуются, конечно, при соблюдении особых условий познакомиться с этой книгой можно».

Наполеон рядом

И еще в продолжение парижской темы: в ивановской научке есть Code Сivil Napoléon – настоящий Гражданский кодекс Наполеона. Несколько томов, изданные с 1804 до 1812 года знаменитым Ферменом Дидо, владельцем одной из первых частных типографий Франции. Появился кодекс в Иванове в ходе распределения книг из государственного книжного фонда, куда они после революции попадали, к примеру, из разоренных усадеб или заброшенных библиотек. Ивановский фолиант из библиотеки знаменитой семьи Мусиных-Пушкиных, о чем указывает фамильный штамп. 

Если задуматься, Париж от Иванова не так уж и далеко. Поискать, так у нас еще много чего можно найти парижского, если кому-то это будет надо.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам