Ивановские колледжи – лидеры по итогам Всероссийской акции
День бега пройдет в субботу, 20 сентября, в Кинешме
В настоящее время в муниципальных учреждениях социальной сферы трудятся более 250 молодых специалистов
Студентка Ивановского медуниверситета представила Россию на XVIII фестивале «Молодежь - за Союзное государство» в Беларуси
Долгие годы коллектив был визитной карточкой города, достойно представляя ивановскую землю и ее певческие традиции по всей России и за её пределами
В сентябре для взрослых и малышей запланированы тематические мероприятия
На аукционе "Кристис" в 2011 году такая книга была продана за 8750 фунтов стерлингов. Труд издан за счёт автора. Никогда не поступал в продажу. Эйфель дарил книгу библиотекам, университетам и выдающимся современникам.

В день Парижской коммуны я задумалась: как в Иванове появилась одноименная улица? И вообще, что у нас еще есть эдакого, парижского? Оказалось, много чего, например Кодекс Наполеона, изданный при его жизни, и даже чертежи Эйфелевой башни, подписанные рукой конструктора.

Идеологическая топонимика, не больше

Многие люди старшего поколения помнят: когда-то день Парижской коммуны был красным днем календаря и даже выходным. Почи во всех российских городах есть улицы Парижской коммуны. В том числе и в Иванове. Казалось бы, зачем в 1940 году переименовали старинную Небурчиловскую (позже к ней присоединили еще и улицу Декабристов)? И вообще, где Париж, а где Иваново? У них же там нет, к примеру, улицы Маевок или первого Совета. Известный краевед, писатель и историк Александр Семененко поясняет: «Во время тех французских протестных событий 1871 года в столице была создана коммуна, то есть самоуправление отдельно взятой территории. К коммунизму это никакого отношения не имело. Но Маркс высоко отозвался о революционном восстании, которое длилось чуть больше двух месяцев – вот, мол, они направили свои усилия против буржуазии, – и Парижскую коммуну все его последователи стали восхвалять».

Чертежи Эйфеля с автографом

Что еще парижского есть в Иванове? Чертежи Эйфелевой башни, подписанные рукой ее создателя. Хранятся они в Ивановской областной научной библиотеке. И об этом мало кто знает. Это два огромных тома в одинаковых красивых переплетах. Один называется «La tour de trois cents mètres» («Трехсотметровая башня»), автор Gustave Eiffel (Гюстав Эйфель), издана у известного тогда парижского книгоиздателя Лимертье в 1900 году, то есть через одиннадцать лет после окончания строительства знаменитой башни. В этом томе в основном тексты, описание конструкции, история ее создания и прочее – такое обширное исследование. А вот во втором томе уже непосредственно расчеты, чертежи, формулы, понятные, лишь специалистам. «Шрифт очень мелкий, – рассказывает главный научный сотрудник Кристина Яркова, – специфической информации много, изучать ее можно было только с лупой. Этих книг было выпущено всего пятьсот экземпляров на бумаге высшего качества. Они пронумерованы и печатались для какого-то ограниченного круга лиц. Наши экземпляры под номерами 181 и 463. На томе с текстом есть собственноручный автограф Эйфеля. Кому он посвящен – непонятно. Возможно, Рижскому политехническому институту (именно оттуда это издание и попало в Ивановскую областную научную библиотеку) или кому-то из его преподавателей».

Кому могло быть интересно такое тщательное собрание технической информации об одной, пусть даже и очень известной башне? И востребованы ли эти знания кем-то сегодня? «Если кто-то заинтересовался бы сейчас характеристиками или детальными расчетами конструкции знаменитой башни, то здесь он смог найти наиподробнейшие сведения. Но в наше время никто книгу не спрашивал. Но судя по тому, как залистаны страницы с таблицами, специалисты, инженеры-конструкторы, архитекторы довольно часто обращались к этим источникам. Может, изучали опыт Эйфеля, расчеты нагрузки металла. Например, там описывается, при каком ветре и как себя будет вести эта конструкция. Если нынешние ученые-инженеры заинтересуются, конечно, при соблюдении особых условий познакомиться с этой книгой можно».

Наполеон рядом

И еще в продолжение парижской темы: в ивановской научке есть Code Сivil Napoléon – настоящий Гражданский кодекс Наполеона. Несколько томов, изданные с 1804 до 1812 года знаменитым Ферменом Дидо, владельцем одной из первых частных типографий Франции. Появился кодекс в Иванове в ходе распределения книг из государственного книжного фонда, куда они после революции попадали, к примеру, из разоренных усадеб или заброшенных библиотек. Ивановский фолиант из библиотеки знаменитой семьи Мусиных-Пушкиных, о чем указывает фамильный штамп. 

Если задуматься, Париж от Иванова не так уж и далеко. Поискать, так у нас еще много чего можно найти парижского, если кому-то это будет надо.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Луч надежды для маленьких героев

Детское отделение гематологии получило жизненно необходимое оборудование

Не использовать нельзя 

Могут ли изъять земельный участок, заросший бурьяном 

Как цветочные магазины пережили 1 сентября 

Флорист рассказала о предпочтениях ивановцев и профессиональных хитростях

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам