У меня зазвонил телефон

Похоже, так получилось и на этот раз – в стране сейчас эпидемия мошеннических схем.
А не будете сотрудничать, получите 15 суток
К примеру, на прошлой неделе мне звонили ежедневно. Обычно не отвечаю – жаль времени. Но на это раз любопытство взяло верх. Итак, звонившая представилась сотрудником правоохранительных органов и объявила, что моя банковская карта используется мошенниками и я должна оказать содействие следствию…
Не вдаваясь в детали длинного разговора, скажу лишь, что звонившая была невероятно убедительна, сыпала статьями Уголовного кодекса, говорила о неразглашении тайны следствия и даже пообещала мне 15 суток ареста, если я не буду с ней сотрудничать. Да, даже так. В итоге барышня, видимо, выдохлась и объявила, что сейчас переключит меня на своего начальника. На этом наш разговор и завершился: я сбросила. И для чистоты эксперимента попробовала перезвонить по всем номерам, с которых поступали звонки. Но, к сожалению, никто мне так и не ответил.
Схема не нова, но действенна
Разумеется, звонившие были мошенниками. Как сообщили в пресс-службе УМВД России по Ивановской области, по такой схеме преступники работают уже несколько лет. Часто люди знают об этом, но всё равно попадаются на уловки. И в последнее время всё чаще. Только представьте, по данным пресс-службы Ивановского отделения Банка России, во втором квартале 2021 года регулятор инициировал блокировку порядка 12 тысяч таких номеров. Это в два раза превышает аналогичный показатель прошлого года!
Операция-кооперация
По словам заместителя управляющего ивановским отделением Банка России Михаила Соколова, недавно обратилась жительница нашего города Светлана М. Ей позвонил неизвестный, представился сотрудником МВД и стал убеждать участвовать в операции по выведению на чистую воду подозреваемых в мошенничестве сотрудников кредитной организации. Женщине было велено ждать дальнейших инструкций.
Ей перезвонили с другого номера, уже якобы из Центрального банка, и заявили, что она должна стать участницей спецоперации. Светлане необходимо было точно в указанное время пойти в отделение своего банка, оформить кредит, но никому не сообщать о своих действиях, иначе, пугал звонивший, ей может грозить ответственность вплоть до уголовной. Полученную наличность требовалось перевести через банкомат на несколько «безопасных счетов». Женщина вовремя поняла, что общается с мошенниками и позвонила уточнить, правда ли Центральный банк проводит такие мероприятия по отношению к кредитным организациям.
– Рекомендую в таких ситуациях не поддаваться эмоциям и не принимать решения в спешке. Не разговаривайте с незнакомцами, кем бы они ни представлялись, кладите трубку. Любую информацию следует перепроверять, особенно если речь идет о необходимости перевести средства, сообщить персональные данные, данные счета или банковской карты. Так, например, Светлана, позвонив нам в отделение, узнала, что Центральный банк – мегарегулятор, он осуществляет надзор в том числе за деятельностью коммерческих банков, и Банк России не звонит напрямую физлицам и тем более не проводит никаких подобных «спецопераций», – подчеркнул Михаил Соколов.
По всей стране
Разумеется, такие преступления фиксируются не только в Иванове, эпидемия мошенничеств охватила всю страны. Аферисты применяют эффективные психологические приемы, а жертвы часто признаются: были будто под гипнозом.
Пример – громкое дело в Новокузнецке. Пять миллионов рублей, взятых в кредит, около полумиллиона собственных сбережений и всю зарплату врач-невролог в одночасье перевела телефонным мошенникам. Женщина вернулась домой после сложного дежурства, не спала больше суток. Мошенники переключали ее якобы с одного сотрудника на другого. А дальше несколько часов как под гипнозом. И только вечером, когда родные заметили странное поведение и забили тревогу, очнулась. Уголовное дело тянется уже полгода, банки ежедневно звонят и требуют погасить долг.
Сводки УМВД России по Ивановской области практически ежедневно пополняются похожими случаями. На днях в дежурную часть отдела МВД по Советскому району поступило заявление от 61-летней женщины. Она рассказала, что днем ей позвонил неизвестный, представился сотрудником банка и сообщил, что за пользование банковскими картами начислен кешбэк. Для того чтобы зачислить денежные средства, звонивший попросил назвать ему все данные имеющихся у нее банковских карт, а именно: номера, срок действия и трехзначный код на оборотной стороне. Женщина выполнила указания, после чего обнаружила, что с ее счетов списаны все денежные средства. Общая сумма ущерба составила почти 37 тысяч рублей. Как выяснилось, потерпевшая знала о таких видах обмана из профилактической беседы с участковым, но всё равно попалась на уловки аферистов.
Несколько дней назад за помощью к полицейским обратился 44-летний житель областного центра. На его мобильный телефон поступил звонок от неизвестного. Собеседник убедил ивановца в том, что он – сотрудник безопасности банка и прямо сейчас злоумышленники совершают подозрительные операции со счетом заявителя. Сразу после этого раздался еще один звонок: на этот раз звонивший представился сотрудником ФСБ и заявил, что мужчина должен оказать помощь в поимке злоумышленников, и для этого необходимо четко исполнять указания. Заявитель выполнил все инструкции: проследовал к ближайшему банкомату и перевел на названные ему счета 173 тысячи рублей. После этого связь со звонившим прервалась, и ивановец понял, что его обманули.
Психологический прием
Главное заблуждение – думать, что жертвами становятся только пожилые граждане. Это не так. Жертвой может стать каждый. Признаюсь, в разговоре с мошенниками растерялась и я. Видимо, психологические приемы всё же работают.
Говорят, это целая наука. Заместитель управляющего ивановским отделением Банка России Михаил Соколов подчеркивает: «Самая главная задача телефонных мошенников – это вывести вас из равновесия, вызвав сильные эмоции – напугать. Такие действия преступников получили название – «социальная инженерия».
У преступников есть даже такая формулировка: «Разыграть офис» – значит, постоянно переводить звонок якобы на других специалистов, так создают иллюзию большой организации.
При этом найти преступников не просто. «90% звонков, как правило, совершаются из-за рубежа. В основном это Украина. За 2020 год порядка 66 миллиардов рублей наши граждане потеряли на телефонных мошенниках», – отмечает в интервью Первому каналу заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.
Важно запомнить: банки не компенсируют деньги, которые человек добровольно перевел аферистам! Поэтому, пожалуйста, будьте осторожны. Запомните: банковский сотрудник НИКОГДА не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-код, код безопасности, размещенный на оборотной стороне карты и код из СМС-сообщения, который подтверждает перевод денег.
«Мошенники применяют разные схемы, к примеру, вам могут сообщить о блокировке вашей карты, подозрительном списании средств, о попытке третьего лица взять на вас кредит, предложат «спасти» деньги и перевести их на «безопасный счет» или даже вывести на чистую воду сотрудника банка, подозреваемого в мошенничестве. Такие ситуации подозрительны, поэтому прекращайте разговор! Чтобы узнать, что же на самом деле происходит с вашими деньгами, – позвоните в банк, набрав официальный номер телефона, указанный на вашей карте», – в очередной раз предупреждают в Центробанке.
Самые читаемые статьи

Лучшая защита – любовь
"Нет плохих людей, нет плохих детей – есть несчастливые"

Много ос
Ивановцы жалуются, что осиные гнезда сейчас приходится извлекать не только с чердачных помещений, но и даже из квартир

Секретный код для безопасности и МСЭ на дистанте
Какие новые законы и постановления вступают в силу

Сиреневый бум
Нужно ли контролировать это растение, стоит ли его бояться, как применить и можно ли его есть?