Ивановский троллейбус: чей и почем?
После публикации о том, что в ивановских троллейбусах начали устанавливать валидаторы, в редакцию «РК» стали поступать обращения читателей. Ивановцы, в частности, спрашивали, зачем МУП «ИПТ» тратит деньги на новое оборудование, если предприятие скоро отдадут области. Когда мы начали выяснять, откуда появилась такая информация, оказалось, что многие горожане сделали такой вывод, услышав о внесении изменений в областной закон «Об организации транспортного обслуживания населения».
Немало вопросов было также по поводу возможного повышения стоимости проезда в троллейбусах. Собрав все эти вопросы, мы обратились за разъяснениями к начальнику городского управления по транспорту и связи Николаю Мановскому. И вот что удалось выяснить.
«Для пассажиров ничего не изменится»
Действительно, 30 ноября Ивановская областная дума внесла изменения в региональный закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области», наделив правительство региона полномочиями по регулированию межмуниципальных маршрутов наземного электротранспорта. Проще говоря, правительство Ивановской области теперь может принимать решения об организации, изменению и отмене межмуниципальных троллейбусных маршрутов.
«По большому счету. Изменения в областной закон внесены, в первую очередь, для того, чтобы привести его в соответствие с федеральным законодательством, конкретно – с федеральным законом № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», - говорит Николай Мановский. – В этом законе четко прописано, что если маршрут проходит по территории двух и более муниципальных образований, то он является межмуниципальным, и полномочия по регулированию таких маршрутов должны быть у правительства Ивановской области. Если говорить о наземном электротранспорте, то с этого момента любой троллейбусный маршрут, проходящий по территории не только города Иваново, но и других муниципалитетов, должен быть сначала установлен правительством Ивановской области и ему присвоен статус межмуниципального маршрута. Поэтому правительство Ивановской области сейчас будет наделено полномочия по регулированию межмуниципальных маршрутов».
Для пассажиров от установления подобных полномочий сейчас пока ничего не меняется, подчеркивает руководитель управления по транспорту и связи. По его словам, в ближайшее время правительство региона должно определить конкретный орган власти, который будет осуществлять переданные полномочия. Это может быть как департамент дорожного хозяйства и транспорта, так и Администрация города Иваново.
Последний вариант кажется более логичным – по крайней мере, со стороны, поскольку все существующие троллейбусные маршруты обслуживает городское МУП «Ивановский пассажирский транспорт», маршруты находятся в введении администрации города Иванова, на маршрутах действуют муниципальные льготы за проезд (льготные электронные проездные билеты). Кроме того, если строить планы по развитию сети троллейбусных маршрутов, то именно в городской администрации и МУП «ИПТ» есть специалисты, которые наиболее квалифицированно могут формировать предложения по развитию этого вида транспорта, внедряя единую политику регулирования и координации перевозок пассажиров троллейбусами.
Существующая муниципальная троллейбусная сеть сейчас по-прежнему остается в ведении мэрии.
У мэрии также остаются полномочия по установлению платы за проезд в троллейбусах, введения льгот на проезд в троллейбусах.
Кроме того, нет никаких оснований говорить о том, что само муниципальное предприятие «Ивановский пассажирский транспорт» в обозримом будущем сменит собственника: Николай Мановский подчеркнул, что такой вопрос даже не поднимается.
Предельный максимальный – но не реальный
Теперь стоит разобраться с тарифами. В начале ноября в ивановских СМИ и интернет-пабликах появилась информация о том, что департамент энергетики и тарифов утвердил предельный максимальный тариф на проезд в троллейбусе на 2023 год. И этот тариф составляет 34 рубля 92 копейки.
У ивановцев появился вопрос о том, насколько же вырастет плата за проезд в троллейбусах? Платить 35 рублей за поездку мало кто захочет – такой уровень для нашего города, мягко говоря, непривычен.
«Предельный максимальный тариф, который устанавливает департамент энергетики и тарифов, - это, как говорится, верхняя планка, выше этого уровня администрация города не имеет права установить плату за проезд в троллейбусах, - поясняет Николай Мановский. – Но фактическая плата, то есть та сумма, которую платят жители за проезд, всегда устанавливалась значительно ниже предельного максимального тарифа. Например, сейчас она составляет 24 рубля за поездку».
Разницу между предельным тарифом (который рассчитывается исходя из экономического обоснования стоимости проезда) и фактической платой за проезд МУП «ИПТ» компенсирует бюджет.
И, конечно, многих беспокоит вопрос, будет ли традиционное повышение стоимости проезда в троллейбусе с 1 января 2023 года. По этому поводу, говорит Николай Мановский, решение еще не принято – проводятся расчеты, прорабатываются различные решения. «Но в любом случае повышения до уровня предельного тарифа не будет, - утверждает он. – Если посмотреть, насколько повышалась стоимость проезда в последние годы, то, как правило, рост составлял 1-2 рубля в год».
Николай Мановский также напоминает, что в МУП «ИПТ» разработана целая линейка тарифов для тех, кто часто пользуется троллейбусом как общественным транспортом, и эти тарифы позволяют существенно экономить. Например, при использовании проездного билета «Поездка+» стоимость одной поездки составляет не 24 рубля, а всего 16 рублей.
Фото Варвара Гертье