В соревнованиях примут участие команды девушек из России и Белоруссии
На 21 ноября в мэрию направлена 21 заявка от инициативных граждан на участие в муниципальном отборе проектов
Собственники и наниматели жилых помещений имеют другое жильё
Звание присвоено  капитану полиции Денису Бубнову, старшему участковому уполномоченному полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД России по Советскому району
В Иванове пройдет Всероссийский конкурс жестового пения
С чего начать профориентацию ребенка

Те, кому сейчас 49 с небольшим, начинали задумываться о будущей профессии ближе к окончанию школы. А от нынешних школьников требуется определиться чуть ли не в 4-м классе: в большинстве школ 5-е классы уже профильные. Потом история с выбором профессии или хотя бы примерной сферой деятельности начинается в 9-х классах: к 1 марта девятиклассники должны определиться, какие экзамены они будут сдавать по выбору. А поскольку основная часть 10-х классов в школах города тоже профильные, попасть в них можно только при условии сдачи экзаменов по определенным предметам. 

Про одиннадцатиклассников и говорить нечего: тема выбора вуза и будущей профессии звучит и дома и в школе месяцами. 

Одновременно очень многие родители жалуются: мол, сын или дочь ничем не интересуются, сидят в телефоне или компьютере, учиться не хотят, что делать, ведь в вуз не поступит, дворником будет, караул и позор!

Чтобы разобраться в клубке стереотипов и понять, как помочь школьнику выбрать будущую стезю, мы обратились в муниципальный центр профориентации и развития «Перспектива» и поговорили с его директором Светланой Новиковой и методистом по профориентации Алисой Лотоцкой.

– Давайте начнем с общей жалобы на то, что сегодняшним детям и подросткам ничего не интересно, они сидят в телефонах и хотят быть блогерами. Это так?

Светлана Новикова:

– Конечно, дети очень разные, можно найти любой вариант, но большинство детей этому стереотипу не соответствуют. Мы же видим, как горят глаза у них на наших занятиях, как они остаются после занятий, чтобы задать дополнительные вопросы педагогам или гостям. 

Знаете, почему они сидят в телефонах? Потому что с ними никто не разговаривает. Родителям некогда, в большинстве семей вечером в лучшем случае спросят, как оценки. Учителям в школе тоже некогда говорить о чем-то, кроме учебы и внеурочной деятельности. Поэтому дети и уходят в сеть и в телефоны: там они получают возможность общаться на те темы, которые им интересны.

Я по себе знаю, что и дети, и подростки охотно общаются, если проявить инициативу: не раз, проходя по вестибюлю, где ребята ждут начала занятий, я задавала какие-то простые вопросы, и через несколько минут завязывалась беседа, к которой подключались все.  

Другое дело, что у подростков апатия и равнодушие могут быть результатом страха перед неизбежным выбором. Пойти в 10-й класс или в колледж? А если в колледж, то в какой? А если в 10-й класс, то на какой профиль и куда потом? А если я ошибусь с выбором, то что будет?

В какой-то мере это наши, взрослые страхи, которые мы транслируем на своих детей, взваливая на них серьезную ответственность за будущее. Многие из нас привычно полагают, что после школы надо обязательно учиться в вузе, что профессию выбирают один раз на всю жизнь. Получается, что мы лишаем своего ребенка права на ошибку. И самое главное – эти наши представления совершенно не соответствуют современным реалиям. Ведь сколько историй есть о том, как люди в 35, в 49, а то и в 50 лет кардинально меняют сферу деятельности и добиваются успеха. Поэтому один из первых шагов к тому, чтобы помочь ребенку с определением своей будущей деятельности, заключается в том, чтобы родители осознали, что мир изменился, и сами перестали переживать, что их ребенок может сделать ошибку в выборе профессии. 

Алиса Лотоцкая:

– Если мы говорим о подростках, которые уже стоят перед выбором, то мне кажется очень важным объяснить, что есть много путей, которыми можно прийти к цели. Конечно, для начала надо определить для себя эту цель. Думаю, никто не будет спорить, что работа должна приносить и доход, и удовольствие. А чтобы она была в удовольствие, давала человеку раскрыть свой потенциал, нужно сначала разобраться в себе, понять, что мне нравится, в чем мои сильные и слабые стороны. Этому помогает профдиагностика, которая тоже является частью профориентации.

Если ребенок так или иначе для себя определил, кем он хочет быть, в какой сфере деятельности работать, то важно объяснить ему: даже если не получится пройти традиционным путем «школа – вуз – профессия», есть масса других вариантов. Например, можно пойти после 9-го класса в колледж на смежную специальность. Ведь сейчас колледжи – это не стереотипные ПТУ из советского фольклора, это современные образовательные учреждения, и их выпускники востребованы у работодателей. Кроме того, учеба в колледже воспитывает в молодом человеке ответственность и самодисциплину, ближе знакомит с выбранной сферой деятельности. Может быть, он в какой-то момент поймет, что это не его – и тогда после окончания колледжа в 19 лет у него будет возможность попробовать себя в другом направлении. Или наоборот, если он захочет продолжить развиваться в той же области, он может поступить в вуз. А можно пойти работать и получать высшее образование на заочном отделении. Так или иначе, возможностей сделать осознанный выбор у человека в течение жизни много. Самое главное – вовремя рассказать об этом подростку, которому действительно может быть очень страшно сделать этот выбор. 

Хотя по нашему опыту сейчас молодые люди очень отличаются от поколения 40–45-летних. Мы, чье взросление пришлось на 80–90-е годы, все-таки очень боимся перемен и стараемся обеспечить максимальную стабильность нашей жизни, даже если она нас не очень устраивает. А многие молодые люди готовы рисковать. И даже если в результате ничего не получается, у них остается опыт и в итоге выигрывают, потому что учатся на своих ошибках. Обратите внимание, как изменилось отношение к профессиям: когда-то рабочие специальности и профессии из сферы услуг считались непрестижными, а сейчас барбер, кондитер, швея могут зарабатывать значительно больше, чем бухгалтер или экономист, и получать удовольствие от того, что он делает. 

Мы много говорим об этом, в том числе с родителями. Ведь представления о том, что рабочие профессии непрестижны, а дочери достаточно лишь удачно выйти замуж, потеряли актуальность. Да и дети рассуждают по-другому.

Встречи с родителями тоже проводятся. И хорошо, что они хотят об этом знать, слушают и слышат, становятся более открытыми, готовыми пересматривать свои установки. 

– Получается, что говорить с ребенком о том, кем он хочет стать, надо уже в 6–7-м классе?

Светлана Новикова:

– У всех по-разному складываются отношения в семье, разные традиции, разные установки. Давать общие рекомендации – вообще дело неблагодарное. Но в первую очередь надо разговаривать с ребенком – не только о школе, уроках и домашних обязанностях, а о том, например, что вас волнует, выстраивать с ним контакт. И да, знакомить его с разными профессиями, которые связаны со сферой его интересов. Не говорить общими фразами вроде «ты должен выбрать себе профессию» – а обсуждать что-то более конкретное, говорить на понятном им языке. 

Алиса Лотоцкая:

– Например, сейчас в подростковой среде часто говорят, что нужно быть успешным. Мы, когда проводим тестирование, объясняем подростку: сейчас мы проведем тест, проанализируем его результаты, и ты, возможно, узнаешь что-то новое про себя. А потом мы говорим о том, что для него значит эта успешность и какие навыки, на его взгляд, надо развивать, чтобы достичь желаемой цели. Понимаете, ведь всем нравится говорить про себя, узнавать про себя что-то новое. А для молодых людей это очень важно, потому что они только начинают познавать самих себя. 

Кажется, что это очевидно: проговорить, чего подросток хочет добиться и что нужно сделать, чтобы это получилось. Но это работает. Хочешь развить лидерские качества? Тогда надо учиться общаться с другими, развивать самодисциплину, читать книги и смотреть фильмы – и многое получится. 

О том, как в центре профориентации и развития «Перспектива» могут помочь и школьникам, и их родителям найти себя и «свою» сферу деятельности, мы расскажем в ближайших номерах «РК». 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Самое щедрое дарение в истории музея

Коллекция Ивановского художественного музея пополнилась шестью картинами XIX века

Жизнь на ладошке

Сейчас выхаживают крох, родившихся даже на 22-й

Это просто красиво

Бальные танцы – это не просто искусство движения, но и целый мир, наполненный грацией, эмоциями и культурными традициями

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам