Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
С 17 апреля начинается массовое комплектование дошкольных образовательных учреждений города Иванова
Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
В музее им. Д.Г. Бурылина открывается уникальная археологическая выставка

Как жили люди на территории города Иваново и Ивановской области более тысячи лет назад, чем они занимались, во что одевались, что готовили? Благодаря работе археологов и научных работников музея удалось сохранить и расшифровать предназначение предметов столь давнего периода, а уже сегодня, 19 мая, в музее состоится открытие уникальной археологической выставки, на которой представлены предметы торговли, украшения, инвентарь тысячелетней давности.

Подробности – в интервью с Мариной Пророковой, кандидатом исторических наук, главным хранителем музея, куратором выставки. 

– Марина, выставка называется «По ту сторону реки». Почему? 

– Название мы придумали еще на этапе формирования выставки. Здесь сразу несколько смыслов. Во-первых, поселения древних народов возникали по берегам рек и известно, что на территории центральной части нашего города (где сейчас цирк, скверы, наш музей) находилось большое древнее кладбище конца X–XI веков. Оно называлось курганный могильник Быки. Он же известен как Вознесенские курганы, и раскапывали его еще в XIX веке. Находок, к сожалению, сохранилось мало, но памятник был большой. По документам мы знаем, что в нем было примерно двести курганов. А если по одну сторону реки находится большой могильник, значит, по другую должно находиться большое поселение. Получается, мы имеем информацию, что в начале XI века на берегу Уводи, скорее всего, там, где сейчас располагается Дворец искусств, находилось селище мерян со славянским элементом, про которое мы сейчас ничего не знаем. Так что хотя и принято считать, что Иваново – город молодой, на самом деле это не совсем так. Люди живут здесь на одном и том же месте уже очень давно. Так что первый смысл названия выставки – наша попытка заглянуть за реку к тем людям, которые там обитали.

Второй смысл в том, что в мифологии большинства древних народов река ассоциируется с границей между мирами – живых и мертвых, нижним и верхним мирами. Поскольку все-таки археология связана, прежде всего, с погребальными памятниками, связь с миром мертвых здесь также присутствует. И мы решили от нее не открещиваться, а наоборот – в полной мере ее принять и осмыслить, поэтому у нас на выставке будет представлена полная реконструкция захоронений в современном прочтении.

– Это уникальный опыт, я, например, об археологических выставках такого уровня в Иванове не слышала…

– Это достаточно амбициозная задача – показывать археологию, ее показывать сложно. Как правило, вещи в плохой сохранности. Но делать это важно, потому что, во-первых, у нас фонды практически не экспонировались. Они мало кому известны, кроме узких специалистов, а у нас порядка 50 тысяч единиц хранения, и они постоянно пополняются. Во-вторых, это наше краеведческое прошлое, наше наследие, наши предки, про которых мы знаем мало, потому что на уровне школы, обыденного сознания привыкли относить себя к славянам. Но именно финно-угорские народы были ассимилированы пришлыми славянскими племенами, и на базе этого смешения сложился русский народ. Преобладает славянский элемент, поскольку славяне были оседлыми земледельцами, имели более устойчивую, сформированную культуру, а финно-угры – кочевые скотоводы без органической необходимости держаться за землю.

– Мы привыкли слышать, что до появления русских здесь ничего не было – только густые леса, медведи да волки…

– Неверно думать, что у нас был какой-то отсталый народ, как это часто почему-то рисуют. На самом деле, как у бриттов, англосаксов был король Артур, у нас на этом этапе средневековой западной цивилизации тоже возникла самобытная средневековая цивилизация, которую важно изучать не только специалистам, но и людям на уровне массового сознания, массовой культуры. Тем более что даже с точки зрения эстетики это сейчас очень актуально. К примеру, на выставке представлено много украшений. Многие коллеги говорили, что и сейчас с удовольствием носили бы такие украшения. Это всё очень красиво, актуально, можно использовать в современных дизайнах. Можно придать новые смыслы и прочтение тому, что такое «a la russe». Это не только павловопосадские платки и русские матрешки, но еще и шумящие украшения, которые очень типичны для этих племен.

– Предметы какого времени представлены на выставке?

– Самая ранняя датировка – VI век, а XI век – верхняя граница. Это предметы племен меря и мурома. Ивановская область – точка столкновения разных этносов. Половину современной территории Ивановской области населяли племена мурома, половину – меря.

– Вы сказали, на выставке представлены различные украшения. Уже в то время женщины любили себя украшать?

– Да, причем женщины были литейщиками, они не только себя украшали, они сами эти украшения изготавливали.

– Эти украшения имели какой-то смысл?

– Мы можем только предполагать. Учитывая мифологическое и религиозное сознание народов древности, вряд ли у них были просто украшения, которые ничего не значили. Я уверена: во всём этом какой-то сакральный смысл имелся. Но мы, конечно, сейчас уже не знаем какой. Полагаю, большее количество украшений сопровождало женщин не в повседневности, когда они ходили по воду или на охоту, а в так называемых точках перехода: рождение детей, свадьбы, похороны. Как и у русского народа во времена деревенского быта, все основные вехи жизни сопровождались особыми костюмами. Вещи обозначают статус, этническую принадлежность, семейное положение. На выставке есть так называемые «кольца обручального типа». Мы не знаем, действительно ли это обручальные кольца, но они очень похожи на современные, с той разницей, что делались из серебра.

– На каком уровне находилась цивилизация того времени и как был устроен быт тех людей?

– Согласно исследованиям, они находились на этапе перехода к классовому обществу. Идет разложение родовой общины. Но надо иметь в виду – финны народ не оседлый. Это полукочевые скотоводы, у них важна военная организация внутри общества. Но воины – не только мужчины. Женщины тоже могли принимать участие и в охоте, и в выпасе скота, и в военных действиях: оружие в виде топоров может встречаться и в женских захоронениях. Огромное значение имеет культ коня – его захоронение вместе с людьми, тематические атрибуты и украшения встречаются повсеместно. Причем это конь не тягловый, а боевой. Что касается хозяйственной деятельности, то есть предметы, имеющие отношение к торговле, – весы, грузики, монеты, кошельки. Есть предметы, относящиеся к кузнечному, гончарному ремеслу, к изготовлению украшений. Все эти племена – активные участники речной торговли. Они торгуют и со славянами, и с восточными народами, и с викингами.

– Наверное, есть и инвентарь…

– Да. Один из моих любимых предметов выставки – медный котел потрясающей сохранности, учитывая более чем тысячелетний возраст. И сейчас мы могли бы подобный использовать, чтобы готовить еду на костре.

– Как думаете, что готовили в этом котле наши предки?

– Полагаю, много мясной пищи (это же скотоводческие племена), дичь – охотничьи элементы у них тоже встречаются, к примеру, подвеска из когтя медведя.

– Это первая выставка такого уровня… Но не последняя?

– Несколько лет назад, в 2016 году, у нас открылась выставка в подземном переходе, но она больше собирательная и на тот момент археологические фонды у нас были в меньшей степени освоены, а сейчас – тематическая археологическая выставка с вполне четко заданными временными рамками. Это важный замах, направление, имеющее масштабные перспективы. В дальнейшем мы сможем познакомить ивановцев и с другими периодами, рассказать, чем и как жили наши предки.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам