Как вывести ребенка из интернета летом?
Каждый год во время летних каникул некоторые мои подруги начинают жаловаться: сын или дочь целыми днями проводят в телефоне. «Не поверишь – поехали к друзьям на дачу, там бассейн, качели, лес, шашлыки, куча удовольствий, а дети сели в беседке, уткнулись в телефоны и даже между собой не разговаривают! – чуть не плакала неделю назад одна из подруг. – Лето же – а они как зомби с этими телефонами ходят! Что делать-то?!»
Многие родители подозревают, а кто-то даже уверен, что как только заканчивается учеба в школе, дети с облегчением выдыхают и отправляются в бескрайний мир интернета. Реакция родителей на это разная: от равнодушия – еще никто от этого не умирал, пусть сидит, лишь бы ел и под ногами не болтался – до паники: он же интернет-зависимый! Срочно к психиатру! Отключить компьютер и отобрать телефон!
Как показывает практика, обе крайности до добра обычно не доводят. Самоустранение родителей действительно может привести к тому, что у ребенка или подростка разовьется так называемая интернет-зависимость, а отсюда недалеко и до хронических заболеваний, неврозов или чего похуже. Ну а жесткий контроль типа «в интернете будешь сидеть полчаса в день!» приведет только к конфликтам, вранью со стороны ребенка и другим не самым лучшим последствиям.
Что делать сейчас, когда многие дети школьного возраста остаются дома, пока родители на работе? Пытаемся разобраться вместе с Надеждой Птицыной, медицинским психологом высшей категории Центра здоровья детской клинической больницы № 5.
– Давайте начнем с глупого вопроса: почему бы не оставить детей в покое? Пусть сидят в телефонах и прочих гаджетах, сколько душе угодно. Многие взрослые тоже так делают, когда есть свободное время.
– Даже если мы говорим о старших школьниках, надо помнить, что их организм и психика еще формируются. Бесконтрольное пользование гаджетами – это огромная нагрузка на зрение, мозг, дети часами сидят, часто в неудобной позе. Отсюда проблемы с осанкой, гиподинамия, неврозы, проблемы со зрением. Ребенок, увлекшись игрой или соцсетями, забывает вовремя поесть, перекусывает чипсами – отсюда проблемы с пищеварением и лишним весом. И это далеко не все негативные последствия постоянного «зависания» в гаджетах. В соцсетях нередко происходит кибербуллинг, но это отдельная большая тема для разговора.
– Как быть родителям, которые не могут контролировать ребенка, особенно подростка, особенно во время каникул, 24 часа в сутки? Да и нужен ли такой контроль?
– Жесткий контроль действительно не приводит ни к чему хорошему. Надо сказать, что сам уход ребенка в гаджеты, тот факт, что телефон и планшет ему интереснее, чем реальный мир, – уже тревожный звоночек для родителей. И следует начинать не с изъятия у ребенка телефона или планшета, а с оценки своего поведения и обстановки в семье. С одной стороны, дети копируют поведение родителей. Если вы, придя с работы и сделав ежедневные домашние дела, садитесь к телевизору, компьютеру или берете в руки телефон и начинаете скролить соцсети, неудивительно, что ваш ребенок будет предпочитать проводить время так же.
С другой стороны, уход в виртуальный мир может означать, что ребенку неуютно и страшно в реальности. Возможно, в семье напряженная обстановка, нет тепла и доверия. А возможно, к ребенку предъявляются повышенные требования, которым он не может соответствовать и постоянно чувствует себя виноватым. И он уходит в соцсети, чтобы получить поддержку там, пусть в виде лайков и комментариев.
В любом случае, прежде чем говорить, какие ужасные пошли дети, стоит присмотреться к себе. Ну а потом попробовать изменить ситуацию – разными способами, в зависимости от возраста ребенка.
Например, для младших школьников достаточно важен распорядок, определенные правила, режим дня. Можно попробовать договориться: ты не только играешь в телефон или компьютер, но и делаешь какие-то несложные дела по дому. Например, полчаса поиграл – полил цветы или подмел пол. Тогда у родителей будет больше свободного времени, и можно вместе сходить в кафе или в какое-то место, интересное ребенку. Главное – сформировать привычку делать перерывы в работе за компьютером или залипании в соцсетях.
Также важно, чтобы правила и режим дня вырабатывались совместно. Дети охотнее подчиняются тем правилам, в разработке которых они участвовали. Спросите, каким ваш ребенок видит идеальный день – велика вероятность, что вы можете услышать неожиданные ответы. А если вы вводите какие-то правила по своей инициативе, обязательно объясните, почему это происходит. И причины должны быть понятны, а не ограничиваться «потому что я так сказала».
С подростками ситуация может быть более сложная. И наладить контакт с ними тоже не всегда просто, здесь надо в каждом случае разбираться отдельно. Но общее направление – не читайте нотации, не говорите тинейджеру, какой он плохой и неразвитый. Постарайтесь хотя бы найти общие темы для разговора, которые были бы интересны именно ему. Узнайте, чем он интересуется (да, есть такие семьи, где родители не знают, чем увлекается их сын или дочь), в чем его сильные стороны.
Один из немногих универсальных рецептов, который может протянуть первую ниточку доверия, – это просьба родителей помочь им с компьютером или гаджетом. Не секрет, что зачастую подростки и даже младшие школьники разбираются в этом лучше нас. Помочь установить новую программу и разобраться в ней, объяснить, почему ваш телефон стал подвисать, обработать фото – поверьте, большинство подростков будут рады почувствовать, что и они в чем-то превосходят родителей и могут им помочь. Главное – не забыть искренне поблагодарить. А через некоторое время найти еще одну тему, еще один повод для помощи.
Ищите общие темы для разговоров, организуйте общие активности – поездки на велосипеде, прогулки, обсуждение книг, фильмов или сериалов. Наверняка, если постараться, можно найти произведения, которые интересуют и вас, и вашего ребенка. Только не стройте общение свысока, попробуйте общаться как с равным, найти доверительный тон.
Именно доверие должно быть той базой, на которой нужно строить взаимодействие в семье. Оно же поможет сформировать адекватное отношение ребенка к гаджетам – как к инструменту, с помощью которого можно идти к жизненным целям, а не как к этой самой цели. Ведь то, что нам представляется чем-то страшным и негативным, может в конце концов стать стартовой площадкой для вашего ребенка – очень многие дети сейчас хотят работать в сфере IT или в цифровом дизайне. Но наша задача как родителей показать им, что существует реальный мир, которой шире и интереснее, чем виртуальный. Кроме того, именно взрослые должны рассказать ребенку, какие опасности могут подстерегать в интернете (мошенничество, кибербуллинг и многое другое) и как их избежать.
***
Рекомендации Минздрава РФ
Продолжительность непрерывного использования гаджетов для детей:
– 3–7 лет – не более 10 минут;
– 8–11 лет – 15 минут;
– 11–13 лет – 20 минут;
– 14–17 лет – 25 минут.
Общее допустимое время использования гаджетов за день для детей:
– 3–4 года – 30 минут;
– 5–6 лет – 1 час;
– 7–9 лет – 1,5 часа;
– 10–13 лет – 2 часа;
– 14–17 лет – до 3 часов.