1 марта - День комплиментов
Как часто, заметив что-то хорошее в человеке, мы оставляем мысли при себе, боясь быть непонятыми, опасаясь, что комплимент неуместен и может вызвать двусмысленную ситуацию.
«Комплименты уместны всегда», – считает выпускница Австрийской высшей школы этикета, бизнес-леди, владелец сети «МедиО оптика» Мария Мартынова. И чем больше добрых, приятных слов мы говорим друг другу, тем лучше.
– Мария, согласно этикету нужен ли повод для комплиментов? Кому и когда их делать, а когда не стоит?
– Конечно, всем нужно говорить приятные слова, особенно когда они объективны и идут от чистого сердца. Здесь не нужен специальный повод и обстановка. Иногда иду по улице и, увидев что-то особенное в человеке, не сдерживаю себя, просто подхожу и говорю ему об этом. У меня, как и у всех, любящих свое дело, присутствует элемент профессиональной деформации, поэтому я обязательно замечаю людей в красивых очках – на улице, в кафе, в бизнес-центрах. Если оправа подобрана круто и идет человеку, подхожу и делаю комплимент.
– Есть ли какие-то нормы? Как правильно делать комплимент?
– У «правильного» комплимента нет четкой структуры, нормы. Всё, что от чистого сердца, – правильно.
Вопрос в другом. Чем комплимент отличается о лести? Знаю, что многие боятся делать комплименты, переживая, что их в ней заподозрят. Так вот, искренний комплимент никогда не звучит как лесть, а неискренний и надуманный действительно вызывает неприятие. Слова должны идти от чистого сердца.
– А как правильно принимать комплименты? Это порой намного сложнее. Существуют ли в этикете правила, что отвечать и как реагировать на приятные слова?
– Да, такие правила существуют. Нужно просто сказать «благодарю», «спасибо», и всё. Больше ничего делать не нужно.
Как принимают комплименты у нас? В ответ на искренние слова многие начинают оправдываться. К примеру, подруга говорит: «Какое у тебя красивое платье! Наверное, новое. Я первый раз вижу тебя в нем». Вполне стандартная ситуация. И как часто отвечает подруга? Она говорит: «Ты что! Это новое платье со старыми дырами, нашла в сундуке, оно уже полиняло, ему 150 лет». Это вариант неверный.
Или знакомая говорит: «Как ты хорошо выглядишь, как помолодела!» На что подруга может даже обидеться: «А что, вчера я была старая?» или «А что, вчера я плохо выглядела?». Так реагировать точно не стоит.
В ответ на комплимент нужно просто поблагодарить, безо всяких оправданий, например, что недостаточно похудели, помолодели, что платье у нас на самом деле не новое, а цвет волос давно смылся. Женщина всегда должна оставаться загадкой.
– Можно ли делать комплименты мужчине?
– Можно и даже нужно. Женщина – источник энергии, муза для любого мужчины. Именно она наполняет своего спутника, повышает его самооценку – через заботу, внимание, приятные слова. Когда мужчина делает комплимент мужчине, это выглядит немного странно. Когда женщина – мужчине, это выглядит очень по-женски. Поэтому хвалить мужчин надо обязательно.
– А как мужчине правильно сделать комплимент женщине-коллеге, чтобы она не восприняла это как флирт?
– Чтобы не получилось двусмысленной ситуации, обратите внимание: в коллективе мы делаем комплименты профессиональным заслугам. О личном не говорим. Сказать коллеге-женщине, что она постройнела – значит нарушить субординацию, личные границы. Уместно будет сказать: «Как ты замечательно выполняешь работу, что бы мы без тебя делали». Мужчина может сказать: «Мария Петровна, вы такой замечательный бухгалтер, вы мне всегда зарплату насчитываете чуть больше. Я вас так за это ценю, спасибо вам огромное». То есть комплименты должны касаться профессиональной сферы деятельности. Потому что, когда мы говорим о внешности, переходим на личности. Такой комплимент дает повод задуматься: «Почему это Иван Васильевич сделал Марии Петровне комплимент по поводу платья, а мне не сделал, хотя мое платье ничуть не хуже? Значит, Мария Петровна нравится ему больше».
Мужчинам тоже нужно говорить приятные слова. Им будет приятно услышать, например: «Что бы мы без вас делали, у нас бы вся работа встала, вы наши золотые руки. Мы так вам благодарны, так вас за это любим, ценим и уважаем. Вы своим профессионализмом помогаете нам выполнять работу». Такой комплимент точно не внесет двусмысленности и будет приятным.
Комплименты хорошо звучат и просто так, и на корпоративных мероприятиях, потому что мы не всегда говорим коллеге спасибо за то, что он подключил принтер, поменял картридж, принес кофе. Это те мелочи, которые часто остаются без внимания. Совместные праздники – отличный повод для того, чтобы подвести некий итог, открыто сказать коллегам, насколько мы их ценим.
– Да, действительно, хорошие слова мы говорим не всегда… Насколько у нас развита культура комплиментов?
– Я считаю, чем выше уровень образования, эрудиции, коммуникации, чем больше уверенности в себе и чем меньше внутренних ложных установок, тем человек чаще, больше и искреннее говорит комплименты. Меня окружают уверенные в себе, воспитанные, образованные, эрудированные люди. В моей среде делать комплименты – норма.
Кроме того, делать комплименты – в первую очередь уметь разглядеть в людях хорошее. Поэтому замечайте красоту, которая есть в каждом человеке. И обязательно скажите об этом.