Почему так хочется творить?
Многие не понимают этого стремления, особенно если речь идет о скрупулезной, тонкой работе, требующей усидчивости, внимания и аккуратности. Зачем напрягаться, если жизнь и так непростая? Не лучше ли в свободное время не делать ничего?
Члены ивановского клуба «Лоскутная мозаика» в один голос, не задумываясь, отвечали: нет, не лучше, потому что занятие в клубе им приносит радость.
Ирина Андреевна Малиновская:
– Невозможно удержаться, глядя на яркий материал, на эти красочные ткани, они сами подталкивают к творчеству, и хочется заниматься. Причем не бездумно, а осмысленно, то есть создавая что-то свое, особенное, делать это и правильно, соблюдая технологию. Тогда получается работа, радующая глаз и душу. Без этого уже плохо, уже тянет, уже потребность этим заниматься и подарить людям красивое.
Думаю постоянно, что и как лучше сотворить – это приятное состояние. И Марина Тулупова, наш руководитель, в этом помогает, очень интересно с ней общаться, у нее знания, опыт, и она ими щедро делится. А когда оценивают мои работы на высоком уровне, это вдохновляет, конечно.
Галина Ельфина:
– В жизни я никогда не шила и вообще была далека от этого. Но однажды, будучи уже на пенсии, в одной из туристических поездок зашла в магазин для рукоделия, а там такая кругом красота, аж сердце замерло. Я и поняла: хочу всё это изучать, делать, погружаться в это и творить. Вот так вдруг открылся интерес, и я почувствовала, что у меня получится. В «Лоскутной мозаике» поддержали.
С тех пор я так и увлеклась этим. Правда, оказалось всё не так просто, пришлось учиться распознаванию цветов – теплые, холодные оттенки, изучать сочетание и световосприятие. Если будет необдуманное разноцветие, глазу будет тяжело, всё учитываем – это азы, которым учат в художественной школе, а я и не знала раньше. А потом мы учимся сложным техникам и различным приемам шитья. Представьте, даже из простейших квадратиков мы составляем полотно, учитывать надо всё. Например, квадратик 5х5 сантиметров, шов 0,7 см. Если сделаешь 0,8 см – совпадать они меж собой уже не будут, пойдет искажение – некрасиво, брак, неудовлетворение – сколько я поначалу перепарывала, а потом научилась.
Здесь важно и аккуратность, и расчет, и точность – в этом во всём тоже творчество проявляется. Недавно мы с нашими мастерицами составили лоскутное панно с изображением самых узнаваемых мест и красивых видов города Иваново. Тут и Красная церковь, и памятник Борцам революции, и новый железнодорожный вокзал, и Дворец искусств, и набережная. Все восхищаются тонкой работой, а нам и самим не верится, что получилось так красиво.
Людмила Васильевна Брулетова:
– Заниматься лоскутным шитьем я стала недавно, уже на пенсии. Когда работала, было некогда – дети, другие заботы, а ведь меня всю жизнь тянуло творить. Раньше только любовалась работами других мастериц и думала, что сама не смогу никогда это повторить, но тут вдруг оказалось, что всё возможно. Конечно, сначала пришлось учиться приемам и тонкостям, всё строго по намеченному. Но сейчас уже могу позволить себе творческий полет, такое ощущение свободы – это очень приятно. Одеяла лоскутные, панно и мелкие милые сумочки, прихватки – они вообще нарасхват у меня. Осенью мы участвовали в новом лоскутном фестивале «Про текстиль» и произвели фурор. Всегда радостно, когда твои работы получают высокую оценку. Но даже не поэтому мне нравится творить. Вот так садишься шить или подбирать кусочки ткани по цвету, фактуре – забываешь про все болячки. Давление нормальное, сердце работает, голова не болит – это такой увлекательный процесс, что просто выздоравливаешь. И поэтому не только зимой, но и летом, в дачный сезон, всегда нахожу время для творчества.
Галина Федоровна Рыбина:
– Я вдохновляюсь от общения с нашими девушками-пенсионерками из клуба, а многим им далеко за семьдесят. Но больше всего, конечно, от нашего руководителя Марины Тулуповой – она пребольшая умница. У меня все предки были рукодельницы – тети, бабушки, мама. Мы родились и жили всегда в Кохме и работали на текстильном комбинате. У нас в семье культ тряпочек и тканей. Поэтому всё это мне близко. Но я никогда не думала, что придется вот так скрупулезно заниматься этим хобби – что настолько лоскутная техника меня захватит. Порой смотрю на свои работы и не верю глазам: неужели это я сделала сама? Много нюансов и очень тонких мелких операций, нужны глаза, усидчивость и терпение. Опять же все вокруг говорят о болезнях Альцгеймера, Паркинсона и деменции – когда с возрастом начинаются проблемы в работе головного мозга. А наши занятия врачи только приветствуют. Я прекрасно себя чувствую, я в здравом уме и памяти, у меня всё под контролем, а главное, это доставляет огромное удовольствие.
Римма Равилевна Калинина:
– Хоть в маленьком, хоть в большом деле мне важно быть нужной. Я вижу, что мои работы нравятся, близким приятно их получать, а мне от этого еще лучше. Хочется себя посвятить чему-то и кому-то, чтоб было чему порадоваться самой и порадовать кого-то еще, сделать что-то большое для чего-то большого. Понимаете? А наши работы – очень непростые. Большие свадебные, декоративные одеяла, покрывала на юбилей или панно. Это ответственно и сложно. Когда я начала заниматься в клубе, то поняла, что почти ничего не умею. А здесь ко всем относятся терпеливо, всё доходчиво и по-доброму объясняют. И как-то начинаешь расти и чувствовать изменения.
Сначала испытываешь какое-то волнение в подборе цвета, а потом шов ко шву, всё аккуратно, и смотришь – получается. Радуюсь и прямо чувствую: моя эмоция как будто входит в это панно или одеяло, как будто пропитывает его. Результат получается совсем другой – это правда. И мне очень нравится это состояние. От этого укрепляешься и чувствуешь уверенность в себе – это же хорошо. А потом у меня есть потребность сделать красиво, украсить как-то свою жизнь и жизнь близких. Подарки дарю своим детям, внукам, друзьям – пусть память обо мне останется».