Чародей и дьявол ивановского футбола
С именем выдающегося грузинского игрока и тренера связаны высшие успехи ивановского футбола за всю его историю.
Приехал в Иваново в политическую ссылку
Андрей Дмитриевич Жордания родился 4 ноября 1904 года в грузинском городе Ланчхути. В 1920-е Андро, как всю жизнь его именовали и в дружеском кругу, и в футбольном мире, играл за команду Тбилисского университета и местное «Динамо». Тогда он был одним из сильнейших футболистов своего региона, бессменным капитаном сборных Тбилиси, Грузии, Закавказья, серебряным призером чемпионата СССР, вызывался в сборную страны.
В ту пору он был подлинным кумиром грузинских болельщиков. Среди них ходила легенда, будто Андро запрещено обводить больше двух соперников за раз, поскольку отнять мяч у него было невозможно. Зрителей потрясал удар «ножницами», который в Западной Грузии потом десятилетиями назывался «жорданьевским» ударом.
«Жордания являлся настоящим футбольном чародеем, причем играя на месте центрального хавбека – фигуры, к которой сходились все игровые нити в тогдашнем футболе», – писал в 1960-е спортивный журналист Владимир Мдивани.
Игрока ожидала чудесная спортивная карьера, если бы не один факт. Родственником Андро был лидер местной меньшевистской партии Ной Жордания. В 1918 году он возглавил правительство Грузии, но после прихода большевиков отправился в изгнание во Францию. Связей с эмигрантом футболист не поддерживал, однако постоянно испытывал политическое преследование со стороны властей в Тбилиси и в 1932 году был вынужден покинуть малую родину.
Тогда в Иваново-Вознесенске как раз формировалась одна из сильнейших команд Советского Союза, и Жордания пришелся ко двору. Здесь он сразу стал капитаном «Динамо» и сборной города, успешно выступающих против московских и ленинградских коллективов. На будущий год Андро принял участие в легендарном победном матче со сборной Турции и вошел в список «33 лучших футболистов СССР» под № 3 на позиции центрального полузащитника. Выше были только знаменитый сооснователь «Спартака» Андрей Старостин и заслуженный мастер спорта динамовец Фёдор Селин.
«Извини, дорогой, пожалуйста. Я не хотел»
Известный столичный игрок, тренер и организатор футбола Михаил Сушков, работавший, кстати, старшим тренером «Текстильщика» в 1960–1962 гг., так описывал одну из своих встреч с ивановцами в 1930-е:
– С финальным свистком судьи на табло так и остались нули. Единственный трофей, который мы унесли с поля, – это бинты. Почти у всех моих ребят где-нибудь что-нибудь было перевязано. Стали выяснять: «Кто тебя?» – «Жордания». «А тебя?» – «Он же». – «И меня».
Во время игры я несколько раз слышал: «Извини, дорогой, пожалуйста. Я не хотел». То же самое сказал он и мне. И я видел в его глазах искреннее сожаление. После матча он пришел к нам в раздевалку извиняться перед всей командой. Его действительно мучила совесть. Сгоряча мы даже не чувствовали ссадин, царапин, которыми разукрасил нас Андро, и потому без особого насилия собственных душ обратили этот разговор в шутку, посмеивались над «лиходейством» нашего гостя, над собой, чем растрогали его до слез. Он вызывал в нас симпатию прекрасной, техничной игрой, своим темпераментом, своей душевностью.
Жесткая игра и хулиганство на поле – темная сторона талантливого полузащитника. Не в силах сдержать южный темперамент, он часто ругался с судьями и соперниками. Однажды в матче против владимирской команды Андро ударил лайнсмена. За свое поведение футболист не раз удалялся с поля, критиковался в прессе, получал дисциплинарные наказания.
При этом Жордания всегда выделялся хорошей техникой, прекрасным видением поля, тактическим чутьем, талантом организовать командные действия. Он был прирожденным дирижером игры и тренировать свои команды начал с 24 лет. В середине 1930-х в Иванове Андро уже был играющим тренером. А в 1938 году, окончательно завершив карьеру футболиста, остался руководить ивановской командой. В 1940 году старший тренер Жордания привел нашу «Основу», как тогда назывался «Текстильщик», к большому успеху – победе в Кубке РСФСР.
Всех держал в ежовых рукавицах
Во время войны бывший футболист был призван на фронт и в звании старшего сержанта командовал минометной ротой. В августе 1943 года в сражении в Орловской области его подразделение подавило пять немецких огневых точек, две минометные батареи, один наблюдательный пункт и уничтожило свыше 60 солдат и офицеров. За эти заслуги Жордания был награжден орденом Красной Звезды. В 1944-м получил тяжелое ранение и отправился в госпиталь.
После войны Жордания результативно тренировал грузинские команды, выходил с тбилисским «Динамо» в финал Кубка СССР, дважды выигрывал бронзовые медали чемпионата СССР. Тогда он считался одним из ведущих специалистов страны. Однако новый виток политических гонений заставил тренера вновь искать убежище в Иванове.
С 1952 по 1954 год Жордания руководил еще одним предшественником «Текстильщика» – командой «Красная знамя». Вместе с ним в наш город приехала целая плеяда ярких грузинских футболистов. Два года подряд ивановцы занимали в финальном турнире класса «Б» (аналог нынешней ФНЛ) четвертое место, оставаясь в одной-двух строчках таблицы от попадания в элиту! Так высоко ивановский футбол больше не поднимался никогда.
Феноменальные результаты были связаны с настоящими спартанскими условиями. Вспоминал вратарь Юрий Трофимов:
– При Жордании во время сборов мы жили на стадионе. В спортзале ставили кровати, и никуда нельзя было уйти без его разрешения. Жордания вообще был деспот! Всех держал в ежовых рукавицах. Никогда не хвалил. Выиграли 3:0, а он как начнет разнос: «Что за игра! Для кухарок играете!» Все молчат. Однажды пригласил нас, молодых. Начал ругать, а Далакян что-то возразил. Так тренер схватил со стола граненый стакан и как ему даст по голове! Стакан разбился, кровь. Другому – пинка! Вылетели от него как ошпаренные...
Дважды заслуженный
Затем Жордания вернулся в тбилисское «Динамо». С родной командой тренеру вновь удалось завоевать бронзовые медали чемпионата СССР и выйти в финал Кубка СССР. В решающем матче он выстроил схему «бело-голубых» по революционной тогда схеме с четырьмя защитниками.
Андрей Жордания был тонким аналитиком и тактиком, обладал феноменальной памятью, мог вспомнить и воспроизвести на макете отдельные эпизоды игры с поразительной точностью. По воспоминаниям современников, был интересным человеком – с большим чувством юмора, эрудированным и хорошо знавшим жизнь. Его отличали высокий профессионализм и интеллект. Он был предан футболу, который был поистине главным делом его жизни.
Излюбленным словечком Жордании было «Дьявол!». Ругательство было всеобъемлющим – одновременно вмещало насмешку, восторг, сожаление, возмущение. Поэтому и ученики любовно его самого прозвали «дьяволом».
За свои успехи на футбольном поле и за его пределами Андро был удостоен званий заслуженного мастера спорта СССР и заслуженного тренера СССР. Он является единственным игроком и наставником «Текстильщика» в истории, одновременно носившим столь высокие титулы. Специалист ушел из жизни 25 апреля 1974 года.
После себя Андрей Дмитриевич оставил интересную книгу «Мысли о грузинском футболе». В ней он размышлял о воспитании игроков, делился своим видением футбола и его философии. Фрагменты этого издания на русском языке впервые были опубликованы только в 2022 году в книге «Текстилиада. Хроника ивановского футбола: 1907–2022».
Андро Жордания:
"С мячом нужно обращаться нежно, как с грудным младенцем. Он должен быть как бы привязан к ноге, а футболист всегда наготове и в «выгодном» положении. Больно видеть, когда мяч давят, растирают, мучают – не в силу природной грубости, а из-за несовершенной техники. Нетехничный игрок не может решить технические задачи, он просто портит игру".