На заборе тоже написано?
Ответственность несет не только тот, кто все это устроил, но и собственник объекта. О том, как в городе ведется борьба с незаконной наружной рекламой и как должны поступать добропорядочные предприниматели, «Рабочий край» поговорил с начальником управления по делам наружной рекламы администрации областного центра Владимиром Кудрявцевым.
- Владимир Игоревич, начнем сразу с ответственности. Кто в ответе за листовки, которые расклеивают на частных объектах и объектах городской инфраструктуры?
- В статье 6.7областного закона 11-ОЗ «Об административных нарушениях в Ивановской области». говорится об ответственности как лиц, которые осуществляют незаконную расклейку, так и владельцев объектов, на которых расклеены материалы.
- То есть если на объект, которым я, к примеру, владею, наклеен рекламный материал, то ответственность несу всё равно я, даже если это не моих рук дело?
- Да, на собственнике – обязанность по удалению несанкционированной информации. Поэтому в этом случае вы также становитесь субъектом административной ответственности. При первичном нарушении для физического лица штраф составит от тысячи до двух, для юридического – от 60 до 100 тысяч рублей. При повторном нарушении штрафы увеличиваются. Если речь идет о многоквартирном доме, где выбран способ управления управляющей компанией, то ответственностьбудет нести уже юрлицо.
Подчеркну: в подавляющем большинстве случаев решить вопрос удается уже на стадии взаимодействия. Мы не стремимся к наращиванию показателей по штрафам, придерживаемся тенденций, которые определены на федеральном уровне.
- Но и на муниципальном имуществе нередко расклеивают листовки, но и функции контроля также на муниципалитете…
- Разумеется, расклеивают такие афиши и на муниципальном имуществе – на светофорных столбах, на столбах опор освещения и так далее. Конечно, не всегда удается установить, кто это сделал. Наша обязанность это имущество содержать в надлежащем состоянии, поэтому и мы заключаем контракты на очистку. Муниципалитет в данном случае выступает наряду с остальными собственниками объектов.
- Расклейка таких объявлений всегда незаконна или есть варианты?
- Хаотичная расклейка недопустима во всех случаях: опорные столбы, фасады зданий и светофорные объекты предназначены не для этого. Что же касается порядка, то у нас есть нормативный документ, который на муниципальном уровне определяет порядок размещения информационных материалов. В частности, предусмотрены так называемые конструкции для городской информации.Если же речь заходит о коммерческой информации, то она должна размещаться в соответствии с требованиями закона «Орекламе». Допустим, для афиш коммерческих мероприятий выделены специальные рекламные конструкции – их можно увидеть в центре города.
- Есть ли требования к единому дизайну?
- Стенды имеют единый дизайн, сами же объявления могут быть оформленыпроизвольно.
- Афиши детских мероприятий нередко размещают прямо на фасадах или входных группах детских образовательных учреждений. Это допустимо?
- Это информация коммерческого содержания, размещенная в общедоступном месте. Соответственно она должна соответствовать требованиям закона «О рекламе». Что же касается носителей рекламных конструкций (а они тоже строго регламентированы), то среди них точно нет дошкольных и детских образовательных учреждений. По закону такое размещение недопустимо.
- Какие требования нужно соблюсти предпринимателю, чтобы информация, которую он хочет донести ивановцам, не вызывала вопросов у проверяющих органов?
- Для начала нужно научиться различать понятия «рекламная конструкция» и «информационная конструкция». Есть определенный объем информации, который организация обязана размещать в силу требований закона «О защите прав потребителей». Это информация о месте нахождения, наименование организации, график работы, контактная информация, данные о перечне товаров и так далее. Если она не направлена на формирование устойчивого интереса к продукту, то эта информация не является рекламой, но является информацией. Чтобы информация не размещалась хаотично, одним из видов информационных конструкций определены вывески, а для коммерческих организаций установлены требования в виде дизайн-кода по размещению. Требования сформулированы достаточно широко, представляя спектр возможностей для предпринимателя. Это и различные размеры, и варианты по цветовой гамме, и бюджет, в котором могут быть выполнены работы.
- Где найти эти дизайн-коды и какие потребуются согласования?
- Необходимые постановления и документы размещены на нашем сайте. Процедура согласований предельно проста.В Москве, к примеру, также есть дизайн-код с требованиями к конструкциям, и владелец при ее изготовлении и монтаже самостоятельно обеспечивает ее соответствие этим требовниям. Вслучае несоответствиятпредусмотрен демонтаж. Мы посчитали, что такой подход иногда способен привести к негативным последствиям, поскольку нормативный актможно прочитать по-разному и допустить при размещении вывески нарушение ненамеренно. Изготовление вывески– всегда затраты, поэтому мы предусмотрелиуведомительный порядок. Практика показала, что это самый работоспособный вариант. Предприниматель не ждет от нас согласований, а уведомляет нас о размещении. В свою очередь у нас на общедоступном ресурсе – на нашем сайте –ведется реестр согласованных вывесок. Если же мы видим несоответствия, то уведомляем предпринимателя уже в письменной форме. Он в свою очередь вносит правки, и информация заносится в реестр.
В случае же, если нарушение совершено намеренно, предприниматель не собирается их устранять, контролирующий орган выдает уведомление об устранении, если этого не происходит, вывеска демонтируется, на предпринимателя накладывается штраф.
- А к рекламным конструкциям есть требования?Чем они отличаются от информационных?
- Как правило, это конструкции, которые помимо наименований несут в себе элементы бренд-бука, направленные на формирование устойчивого интереса к продукту. Такие конструкции могут быть больше, чем информационные, мы их чаще всего встречам на фасадах торговых центров. Это уже имиджевая реклама и здесь необходимо пройти процедуру получения разрешения сроком на пять лет.
Кроме того, для торговых центров установлен такой инструмент как модульная сетка. Именно ее предприниматели предоставляют на согласование в наше управление. Это графическое изображение здания, где разные стороны фасада разделены на сегменты и определены предельные размеры конструкций. Главная цель –размещение не должно быть хаотичным, должно перекликаться по дизайну и цветовой гамме.
Проверку проводит экспертное сообщество, в числе которых –архитекторы, муниципальные служащие, дизайнеры, поскольку речь идет о формировании облика сложившейся застройки. Вместе с экспертным сообществом мы даем оценку, насколько логично такое оформление фасада и, если возникают вопросы, приглашаем на совещание владельцев или управляющих торговых центров. Вподавляющем большинстве случаев занимаемся исключительно корректировками. Отказов избегаем.
Мы всегда готовы к диалогу с предпринимателем, а работа ведется для того, чтобы город не прекращался в аттракцион конкурирующих между собой организаций.