Шесть стадий женского гнева
В прошлом номере «РК» рассказывал про выставку в художественном музее, на которой представлена восточная коллекция Дмитрия Бурылина. Сегодня пристально рассмотрим один из экспонатов.
Рогатая маска с налитыми красными глазами и страшным оскалом кажется дьявольской. На самом деле это всего лишь изображение ревнивой женщины, которая не может совладать со своими эмоциями. Маска называется Хання (или Ханья) и используется в традиционном японском театре, а также в ритуальных танцах.
Женщина – демонесса – змея
Японская драматургия выделяет несколько этапов женского негодования. На первой стадии актриса использует маску, у которой золотом выкрашены глаза и кончики зубов. На второй, когда героиня полна решимости к мести, глаза делают более выпуклыми, волосы растрепанными. О еще более сильном раздражении говорит маска с короткими рожками.
Хання – этап, на котором женщина превращается в демонессу. Правда, это не финал. Японцы выделяют еще две стадии ярости – «змея» и «настоящая змея», в этих случаях используются маски без ушей.
В чем же причины женской ярости? В ревности и в обидах от мужчин. Героини японских пьес мучаются, и если посмотреть на маску ханни под углом, то кажется, что она безудержно рыдает.
Случай в храме
Одна из самых известных пьес классического японского театра Но – «Додзедзи». По сюжету девочка влюбляется в священника, который каждый год останавливается в доме ее отца. Кто-то в шутку говорит, что когда она вырастет – то выйдет за этого гостя замуж. Повзрослев, девушка прямо предлагает священнику свою любовь. Тот не может согласиться и, перебравшись через широкую реку, прячется в храме под колоколом. Девушка отправляется следом, но не может переплыть реку. В нарастающей ярости (вот здесь надевается маска ханни) она превращается в гигантскую змею. Выбравшись на другой берег, обвивает колокол, раскаляет его этим добела и сжигает священника. Лишь спустя много лет монахам удается изгнать демона-змею из храма. Но превратиться обратно в женщину хання уже не может.
Интересно, что маска, которая сейчас представлена на выставке, тоже некоторое время провела в церкви – в ивановской деревянной, что у минеевского моста. Судя по отзывам старожилов, она была экспонатом областного антирелигиозного музея. Он работал в здании старейшего ивановского храма в 1939–1941 годах.
Ивановская особенность
Маски хання встречаются разного цвета: белая указывает в японских спектаклях на женщину аристократического положения, красная – на простолюдинку, темные оттенки изображают собственно демонов, вселившихся в женское тело. Ивановская маска в эту классификацию не вписывается, хотя надо сделать поправку на время – возможно, первоначальный оттенок просто потускнел (так же как осыпалась позолота с рогов).
Как правило, ханни изготавливаются с крупными ровными зубами. Ивановская – исключение: в беззубом рту торчат только клыки. Кстати, сделана наша маска из папье-маше с использованием стекла и конского волоса.
Интересно, что иногда в масках встречаются отсылки к цифре восемь («хати» – по-японски). Она символизирует смерть («хаци»), падение. Но эту отсылку еще нужно найти: иногда это будет восемь насечек на рогах или восемь морщин у рта. У ивановского экспоната – восемь складок на носу.
Носи на себе
Надо отметить, что маски применялись не только в театрах. Они считались амулетами, защищающими от злых духов. Ханни вешали дома или делали небольшие нэцкэ.
Сегодня ханни вошла в массовую культуру. Такую маску в качестве маскарадной ивановцы могут купить на маркетплейсах (цена – от 700 рублей). Лик часто встречается в японских мультфильмах, кино и компьютерных играх, иногда он проявляется в качестве принтов в модных коллекциях. И, как ни странно, зловещая маска очень популярна в качестве татуировок. Девушки набивают ее как символ страданий от неразделенной любви, а мужчины – как оберег от безумных женщин.