В День Победы в Иванове будет временно ограничено движение на части центральных улиц
Открыта запись подростков в профильный летний лагерь
Ивановские коммунальщики вывозят мусор после субботников
«Россети» открыли фотовыставку к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Дуб из Вичугского района представит Ивановскую область на всероссийском конкурсе «Российское дерево года – 2025»
Рогатая маска из деревянной ивановской церкви

В прошлом номере «РК» рассказывал про выставку в художественном музее, на которой представлена восточная коллекция Дмитрия Бурылина. Сегодня пристально рассмотрим один из экспонатов.

Рогатая маска с налитыми красными глазами и страшным оскалом кажется дьявольской. На самом деле это всего лишь изображение ревнивой женщины, которая не может совладать со своими эмоциями. Маска называется Хання (или Ханья) и используется в традиционном японском театре, а также в ритуальных танцах.

Женщина – демонесса – змея 

Японская драматургия выделяет несколько этапов женского негодования. На первой стадии актриса использует маску, у которой золотом выкрашены глаза и кончики зубов. На второй, когда героиня полна решимости к мести, глаза делают более выпуклыми, волосы растрепанными. О еще более сильном раздражении говорит маска с короткими рожками. 

Хання – этап, на котором женщина превращается в демонессу. Правда, это не финал. Японцы выделяют еще две стадии ярости – «змея» и «настоящая змея», в этих случаях используются маски без ушей.

В чем же причины женской ярости? В ревности и в обидах от мужчин. Героини японских пьес мучаются, и если посмотреть на маску ханни под углом, то кажется, что она безудержно рыдает. 

Случай в храме

Одна из самых известных пьес классического японского театра Но – «Додзедзи». По сюжету девочка влюбляется в священника, который каждый год останавливается в доме ее отца. Кто-то в шутку говорит, что когда она вырастет – то выйдет за этого гостя замуж. Повзрослев, девушка прямо предлагает священнику свою любовь. Тот не может согласиться и, перебравшись через широкую реку, прячется в храме под колоколом. Девушка отправляется следом, но не может переплыть реку. В нарастающей ярости (вот здесь надевается маска ханни) она превращается в гигантскую змею. Выбравшись на другой берег, обвивает колокол, раскаляет его этим добела и сжигает священника. Лишь спустя много лет монахам удается изгнать демона-змею из храма. Но превратиться обратно в женщину хання уже не может.

Интересно, что маска, которая сейчас представлена на выставке, тоже некоторое время провела в церкви – в ивановской деревянной, что у минеевского моста. Судя по отзывам старожилов, она была экспонатом областного антирелигиозного музея. Он работал в здании старейшего ивановского храма в 1939–1941 годах.  

Ивановская особенность 

Маски хання встречаются разного цвета: белая указывает в японских спектаклях на женщину аристократического положения, красная – на простолюдинку, темные оттенки изображают собственно демонов, вселившихся в женское тело. Ивановская маска в эту классификацию не вписывается, хотя надо сделать поправку на время – возможно, первоначальный оттенок просто потускнел (так же как осыпалась позолота с рогов).

Как правило, ханни изготавливаются с крупными ровными зубами. Ивановская – исключение: в беззубом рту торчат только клыки. Кстати, сделана наша маска из папье-маше с использованием стекла и конского волоса.

Интересно, что иногда в масках встречаются отсылки к цифре восемь («хати» – по-японски). Она символизирует смерть («хаци»), падение. Но эту отсылку еще нужно найти: иногда это будет восемь насечек на рогах или восемь морщин у рта. У ивановского экспоната – восемь складок на носу. 

Носи на себе

Надо отметить, что маски применялись не только в театрах. Они считались амулетами, защищающими от злых духов. Ханни вешали дома или делали небольшие нэцкэ. 

Сегодня ханни вошла в массовую культуру. Такую маску в качестве маскарадной ивановцы могут купить на маркетплейсах (цена – от 700 рублей). Лик часто встречается в японских мультфильмах, кино и компьютерных играх, иногда он проявляется в качестве принтов в модных коллекциях. И, как ни странно, зловещая маска очень популярна в качестве татуировок. Девушки набивают ее как символ страданий от неразделенной любви, а мужчины – как оберег от безумных женщин.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Программа мероприятий

Юбилейный День Великой Победы в Ивановской области

Спустя годы: семья Василевского получила Знак Почетного гражданина

Знак и документы о присвоении звания «Почётный гражданин Ивановской области» Александру Василевскому переданы семье легендарного Маршала Победы

Иваново чествует героев

Звание «Почетный гражданин города Иванова» присвоено ветеранам Великой Отечественной войны

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам