Образование для каждого
Скоро 1 сентября – новый учебный год начнется для школьников, студентов, учителей и преподавателей. Наравне со всеми к постижению науки приступят более двух тысяч детишек с отклонениями в развитии. И для их родителей, особенно для родителей первоклашек, это волнующее событие, тем более что образовательный процесс для таких ребят несколько отличается. В деталях разбирался «Рабочий край».
Первый раз в первый класс
Варианты обучения таких детишек различны. Но большинство ребят с отклонениями в развитии проходят образовательную программу в коррекционных школах. Как нам рассказали в департаменте образования, в области их 20. В этих организациях в прошлом году обучались 2892 ребенка, из которых 2267 – с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.
Структура образовательного процесса существенно отличается от обычной. И даже на этапе зачисления есть нюансы. Так, в Иванове этим летом родители девочки Киры даже обратились в аппарат уполномоченного по правам человека с просьбой помочь в зачислении дочки в первый класс. После прохождения психолого-медико-педагогической комиссии родители получили рекомендации начать обучение в коррекционной школе. Им выдали соответствующую программу и номера школ в Иванове и Кохме, где работают именно с такими детьми.
Еще в мае папа обратился в школы, но ему ответили, что мест нет. В дело вмешалась уполномоченный по правам человека Светлана Шмелёва. Она лично выехала к семье, а затем разослала запросы во все инстанции.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. «Важно, что семья не боится бить во все колокола и защищает право своего ребенка на образование. Будем добиваться законности в этом деле. Вместе всегда легче!» – сказала Светлана Шмелёва.
Ситуация разрешилась благополучно: сейчас девочка зачислена в первый класс коррекционной школы в Кохме – как раз по месту жительства. С 1 сентября она приступит к обучению по специальной программе. Девочка оказалась очень коммуникабельной. Родители ответственно подошли к обучению и развитию – с ребенком уже в дошкольном учреждении занимались дефектологи и логопеды. Сейчас Кира с нетерпением ждет нового учебного года – она первоклашка, так же, как и ее сверстники.
Общая проблема?
Почему так получилось и неужели образование для детишек с отклонениями становится общей проблемой? Как поступать в аналогичной ситуации другим мамам и папам? С этим вопросом разбиралась наша редакция.
«Зачисление в коррекционные школы происходит несколько позже, чем в обычные. Согласно федеральному закону «Об образовании» с 6 июля и где-то до 6 сентября. Иногда комплектование происходит и в течение сентября. При этом дети могут приходить к нам и в течение всего учебного года, если есть свободные места», – рассказала заместитель начальника управления общего и дополнительного образования департамента образования и науки региона Алла Шумарина.
Этому есть логичное объяснение. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) определяет, стоит ли ребенку заниматься не по обычным, а по адаптированным образовательным программам – например, использовать специальные технические средства и учебные пособия или посещать дополнительные коррекционные занятия.
Если ребенку не требуется специальных условий для обучения, он может учиться по обычной программе. Решение принимают родители с учетом мнения ребенка, а при необходимости – с учетом заключения ПМПК.
«Не все психологически готовы отдать ребенка в коррекционную школу, есть и те, кто даже после соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии выбирают обычную школу и обращаются только тогда, когда ребенок, к примеру, перестает успевать по общей программе», – говорит Алла Шумарина.
Поэтому и сроки несколько отличаются – они позднее. Заявление от папы девочки действительно поступило, но несколько раньше, чем было намечено зачисление. Как только начался прием-комплектование, девочка была устроена в Кохомскую коррекционную школу. Поскольку семья из Кохмы, их этот вариант устроил.
В очередь?
Ситуация с зачислением Киры разрешилась благополучно, но родители детишек с отклонениями в развитии подтверждают: случай не единичен. Отказы в зачислении случаются. Связано это в первую очередь с желанием попасть в конкретную школу, что не всегда возможно.
«У нас все коррекционные учреждения областные, и они разбросаны по муниципалитетам Ивановской области. В Иванове это коррекционная школа № 1 на улице 4-й Первомайской, коррекционная школа № 2 на улице Завокзальной, коррекционная школа-интернат № 3 на улице Голубева, коррекционная школа на улице Московской для слабослышащих детей и на Жаворонкова школа для детей с нарушениями зрения и тотально слепых», – рассказали в департаменте образования.
У всех разные нарушения, соответственно, и разные варианты программ. К примеру, даже программы для детей с умственной отсталостью отличаются между собой. Есть адаптированные для детишек с легкой степенью нарушений, со средней степенью, а есть для детей с тяжелыми множественными нарушениями.
Поэтому направление ребенка в ту или иную школу зависит от рекомендаций ПМПК, наличия в штате образовательного учреждения нужных специалистов и варианта образовательной программы.
Инклюзивное образование
Обучение детей с отклонениями несколько отличается. Это не только освоение школьной программы, но и адаптация в обществе, умение общаться, социализация. Конечно, лучший вариант для всех участников образовательного процесса – когда ребенок благодаря специальным методикам и занятиям может комфортно осваивать программу в обычном классе обычной школы. И такая практика в Иванове есть.
«Опыт был реализован на базе Ивановской коррекционной школы № 3 на улице Некрасова. Здесь обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, но с сохранным интеллектом. Именно здесь впервые был открыт ресурсный класс для детишек с расстройством аутистического спектра. Смысл ресурсного класса в том, чтобы ребенок социализировался в обществе нормотипичных детей, а тьютор помог восполнить ему те пробелы, которые были, после чего он бы влился в обычный коллектив. В речевой школе так и произошло», – рассказали в департаменте.
Год назад ресурсный класс для очного обучения детей с расстройством аутистического спектра был открыт и в 68-й школе города Иваново. И уже сейчас результаты у ребят очень хорошие.
А еще в департаменте рассказали, с 1 сентября к обучению приступят ребята с задержкой психического развития. Два новых класса для ребят с пограничными состояниями открыты в структурном подразделении центра психолого-медико-социального сопровождения на улице Лежневкой, 162. Эти классы раньше были организованы в обычных школах, но в настоящее время их нет.
Такие детишки, говорят педагоги, пребывают на грани нормы и патологии. Да, они могут учиться в обычных классах, но лучше, если это будут программы, адаптированные под их особенности, классы меньше, а отношение – более внимательное. С детишками будут работать логопеды, психологи, дефектологи, а индивидуальный подход к каждому поможет их развитию пойти по благоприятному пути.