Места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам или самозанятым гражданам по результатам конкурентных процедур
Новый зеленый уголок расположился на улице Парижской Коммуны недалеко от Ивановского государственного энергетического университета
Сегодня город Иваново направил пакет первичной документации в Ростехнадзор для получения «паспорта готовности» к отопительному сезону 2024-2025 года
Сквер планируют благоустроить к следующему юбилею Победы
С 3 по 8 сентября во Дворце игровых видов спорта прошел крупный турнир по баскетболу среди женских команд Суперлиги
«Если вы не подтвердите данные по договору, ваш номер может быть заблокирован»
Наравне со всеми к постижению науки приступят более двух тысяч детишек с отклонениями в развитии

Скоро 1 сентября – новый учебный год начнется для школьников, студентов, учителей и преподавателей. Наравне со всеми к постижению науки приступят более двух тысяч детишек с отклонениями в развитии. И для их родителей, особенно для родителей первоклашек, это волнующее событие, тем более что образовательный процесс для таких ребят несколько отличается. В деталях разбирался «Рабочий край».

Первый раз в первый класс

Варианты обучения таких детишек различны. Но большинство ребят с отклонениями в развитии проходят образовательную программу в коррекционных школах. Как нам рассказали в департаменте образования, в области их 20. В этих организациях в прошлом году обучались 2892 ребенка, из которых 2267 – с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.

Структура образовательного процесса существенно отличается от обычной. И даже на этапе зачисления есть нюансы. Так, в Иванове этим летом родители девочки Киры даже обратились в аппарат уполномоченного по правам человека с просьбой помочь в зачислении дочки в первый класс. После прохождения психолого-медико-педагогической комиссии родители получили рекомендации начать обучение в коррекционной школе. Им выдали соответствующую программу и номера школ в Иванове и Кохме, где работают именно с такими детьми.

Еще в мае папа обратился в школы, но ему ответили, что мест нет. В дело вмешалась уполномоченный по правам человека Светлана Шмелёва. Она лично выехала к семье, а затем разослала запросы во все инстанции. 

В соответствии со статьей 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. «Важно, что семья не боится бить во все колокола и защищает право своего ребенка на образование. Будем добиваться законности в этом деле. Вместе всегда легче!» – сказала Светлана Шмелёва.

Ситуация разрешилась благополучно: сейчас девочка зачислена в первый класс коррекционной школы в Кохме – как раз по месту жительства. С 1 сентября она приступит к обучению по специальной программе. Девочка оказалась очень коммуникабельной. Родители ответственно подошли к обучению и развитию – с ребенком уже в дошкольном учреждении занимались дефектологи и логопеды. Сейчас Кира с нетерпением ждет нового учебного года – она первоклашка, так же, как и ее сверстники.

Общая проблема?

Почему так получилось и неужели образование для детишек с отклонениями становится общей проблемой? Как поступать в аналогичной ситуации другим мамам и папам? С этим вопросом разбиралась наша редакция. 

«Зачисление в коррекционные школы происходит несколько позже, чем в обычные. Согласно федеральному закону «Об образовании» с 6 июля и где-то до 6 сентября. Иногда комплектование происходит и в течение сентября. При этом дети могут приходить к нам и в течение всего учебного года, если есть свободные места», – рассказала заместитель начальника управления общего и дополнительного образования департамента образования и науки региона Алла Шумарина. 

Этому есть логичное объяснение. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) определяет, стоит ли ребенку заниматься не по обычным, а по адаптированным образовательным программам – например, использовать специальные технические средства и учебные пособия или посещать дополнительные коррекционные занятия.

Если ребенку не требуется специальных условий для обучения, он может учиться по обычной программе. Решение принимают родители с учетом мнения ребенка, а при необходимости – с учетом заключения ПМПК.

«Не все психологически готовы отдать ребенка в коррекционную школу, есть и те, кто даже после соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии выбирают обычную школу и обращаются только тогда, когда ребенок, к примеру, перестает успевать по общей программе», – говорит Алла Шумарина.

Поэтому и сроки несколько отличаются – они позднее. Заявление от папы девочки действительно поступило, но несколько раньше, чем было намечено зачисление. Как только начался прием-комплектование, девочка была устроена в Кохомскую коррекционную школу. Поскольку семья из Кохмы, их этот вариант устроил.

В очередь?

Ситуация с зачислением Киры разрешилась благополучно, но родители детишек с отклонениями в развитии подтверждают: случай не единичен. Отказы в зачислении случаются. Связано это в первую очередь с желанием попасть в конкретную школу, что не всегда возможно.

«У нас все коррекционные учреждения областные, и они разбросаны по муниципалитетам Ивановской области. В Иванове это коррекционная школа № 1 на улице 4-й Первомайской, коррекционная школа № 2 на улице Завокзальной, коррекционная школа-интернат № 3 на улице Голубева, коррекционная школа на улице Московской для слабослышащих детей и на Жаворонкова школа для детей с нарушениями зрения и тотально слепых», – рассказали в департаменте образования.

У всех разные нарушения, соответственно, и разные варианты программ. К примеру, даже программы для детей с умственной отсталостью отличаются между собой. Есть адаптированные для детишек с легкой степенью нарушений, со средней степенью, а есть для детей с тяжелыми множественными нарушениями.

Поэтому направление ребенка в ту или иную школу зависит от рекомендаций ПМПК, наличия в штате образовательного учреждения нужных специалистов и варианта образовательной программы.

Инклюзивное образование

Обучение детей с отклонениями несколько отличается. Это не только освоение школьной программы, но и адаптация в обществе, умение общаться, социализация. Конечно, лучший вариант для всех участников образовательного процесса – когда ребенок благодаря специальным методикам и занятиям может комфортно осваивать программу в обычном классе обычной школы. И такая практика в Иванове есть. 

«Опыт был реализован на базе Ивановской коррекционной школы № 3 на улице Некрасова. Здесь обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, но с сохранным интеллектом. Именно здесь впервые был открыт ресурсный класс для детишек с расстройством аутистического спектра. Смысл ресурсного класса в том, чтобы ребенок социализировался в обществе нормотипичных детей, а тьютор помог восполнить ему те пробелы, которые были, после чего он бы влился в обычный коллектив. В речевой школе так и произошло», – рассказали в департаменте.

Год назад ресурсный класс для очного обучения детей с расстройством аутистического спектра был открыт и в 68-й школе города Иваново. И уже сейчас результаты у ребят очень хорошие.

А еще в департаменте рассказали, с 1 сентября к обучению приступят ребята с задержкой психического развития. Два новых класса для ребят с пограничными состояниями открыты в структурном подразделении центра психолого-медико-социального сопровождения на улице Лежневкой, 162. Эти классы раньше были организованы в обычных школах, но в настоящее время их нет. 

Такие детишки, говорят педагоги, пребывают на грани нормы и патологии. Да, они могут учиться в обычных классах, но лучше, если это будут программы, адаптированные под их особенности, классы меньше, а отношение – более внимательное. С детишками будут работать логопеды, психологи, дефектологи, а индивидуальный подход к каждому поможет их развитию пойти по благоприятному пути.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Эмальер из Суздаля Алексей Весёлкин

Об искусстве эмали рассказал Алексей Весёлкин – суздальский художник-эмальер, живописец, график, поэт

Одуванчики отцвели, а ощущение их присутствия осталось

На фестивале моды «Льняная палитра» в Плёсе со своей коллекцией одежды среди других модельеров выступила и Полина Жуйкова, ученица ивановского лицея «Гармония». В отличие от них, опытных и маститых, молодому дизайнеру из Иванова исполнилось всего 14 лет

Особняк, похожий на обедневшего дворянина

Усадьбу фабрикантов Зубковых отреставрируют? 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам