Звание присвоено  капитану полиции Денису Бубнову, старшему участковому уполномоченному полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД России по Советскому району
В Иванове пройдет Всероссийский конкурс жестового пения
Персональная выставка к 75-летию с дня рождения
Благоустройство дворовой территории на ул. Генерала Хлебникова, 10
Инвестиционный проект планируют реализовать в начале 2025 года
Как ивановский дом связан с небом

На улице Московской сохранилась застройка позапрошлого века. Двухэтажный краснокирпичный дом под номером 46 – не самый интересный в архитектурном плане. Однако именно с ним связана неземная (в буквальном смысле слова) история. Здесь в 1920–1930-е размещалось общежитие авиаторов. 

«На гайку, на хвостик»

Отряд имени иваново-вознесенских рабочих создан в 1925 году. Аэродром размещался на южной окраине города, у Владимирской церкви (сейчас это пересечение ул. Лежневской и Радищева). А квартировали летчики в 15 минутах ходьбы – на Московской. Судя по количеству окон, в общежитии вполне могло быть около 40 комнат.

Авиационный отряд хоть и входил в состав Стрелкового корпуса, во многом находился на местном обеспечении. Деньги на строительство самолетов собирали всем городом. «Рабочий край» призывал читателей: «…На крылышко, на гайку, на хвостик, на пропеллер, соберем по кусочку – и надо верить – самолет «Красный ткач», без сомнения, взовьется ввысь, на гордость Республике и на страх врагам». Судя по всему, ивановцы и местные предприятия откликнулись на призыв. Со временем на взлетном поле появились самолеты «За Ленина», «Арсений», «Ивановский ткач», «Шуйский пролетарий», «Кинешемский рабочий», «Родниковский рабочий», «Громобой», «Арсений», «Химик», «Дзержинец», «Рабочий край».

Среди первых машин были «Юнкерсы» (авиаторы прозвали его «каракатицей»), Р-1 (первый советский массовый самолет Поликарпова) и М-5 (летающая лодка, способная приземляться на воду). 

Будущий маршал и директор театра

В 1927 году авиационный отряд возглавил Степан Акимович Красовский –  участник Империалистической и Гражданской войн, в будущем Герой Союза и маршал авиации. Он оставил мемуары, одна из глав которых посвящена Иваново-Вознесенску.

«Трудящиеся заботились о нашем быте, питании и отдыхе. На личные средства они построили два ангара, ремонтные мастерские, казарму для солдат и дом для летно-технического состава. Мы тоже всегда помогали шефам: устраивали субботники, организовывали беседы, лекции и доклады, выступали с концертами художественной самодеятельности, – вспоминает маршал. –  Благодаря взаимным связям молодежь всётбольше проникалась любовью к авиации. Кажется, не было в те годы города или деревни в огромной Ивановской области, где бы молодежь ни занималась в аэроклубе, планерном, парашютном или авиамодельном кружке».

На Красноармейской улице в Иванове открылся «летный дом» –  аэроклуб имени Г.А. Прокофьева. (Прокофьев – первый советский стратонавт, поднимавшийся на высоту в 18,5 км.) Здание под номером 3/5 сохранилось, на фасаде установлена мемориальная доска о 13 выпускниках аэроклуба, ставших Героями Советского Союза в годы ВОВ. 

«В свободные часы летчики шли к молодым рабочим, чтобы проконсультировать их по теории полета, штурманскому делу, помогали изучать сердце самолета – мотор, – вспоминал С.А. Красовский. – Один из старейших летчиков — Павел Оскарович Карецкий был первым начальником аэроклуба и больше всех уделял внимания воспитанию летной смены. Помню, однажды весенним днем он пришел в отряд с приятной новостью: «Завтра в аэроклубе первый выпуск!» – взволнованно сказал он.

Одиннадцать молодых авиаторов, освоивших высший пилотаж, предстали перед инспекционной комиссией Центрального Совета Осоавиахима. Была среди них и подмастерье Балашовской ткацкой фабрики Зина Пафелова. На экзаменах она показала отличную выучку.

А через год аэроклуб окончили еще сорок человек – двадцать коммунистов и двадцать комсомольцев. Большинство выпускников попросили направить их на учебу в летные авиашколы Военно-Воздушных Сил. Отныне свое будущее они связывали с военной авиацией».

Интересна судьба некоторых выпускников клуба. Кто-то прославился в боях, а кто-то нашел себя в мирной жизни. Так, С.А. Васильев был начальником Московской областной милиции, В. И. Власов работал в Торговой палате СССР, а бывший секретарь комсомольской ячейки отряда Н.К. Сапетов – возглавлял Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, был партком МХАТ (у людей искусства о нем, правда, осталась неприятная память).

«Летал – бога не видал» 

Командир отряда Степан Красовский рассказывает, что в начале 1930-х авиационная подготовка стала обязательной для общевойсковых командиров. На стажировку в Иваново-Вознесенск приезжали прославленные кавалеристы Семён Буденный, Ока Городовиков и др. Где они квартировали? Возможно, в том самом общежитии на ул. Московской. 

Красовский мечтал организовать казармы авиационного отряда непосредственно на аэродроме. Мешали этому «соседи»  – монахини Владимирской церкви (с 1908 года при ней действовал монастырь). «Монахини во главе с игуменьей всяческими путями старались вербовать сторонников среди населения. Однако мы не давали церковникам опутать сетями лжи сознание ивановских рабочих и работниц. В выступлениях «синей блузы» (так назывался коллектив художественной самодеятельности), в броских плакатах, в беседах с местными жителями авиаторы разоблачали сказки о загробном мире, о «святой» жизни монахинь, беспощадно разили идейного врага, – вспоминал авиатор. – Мы попытались уговорить игуменью «свернуть» свою деятельность. Она, разумеется, не согласилась. Тогда трудящиеся выступили с требованием закрыть монастырь. Горсовет пошел навстречу их пожеланиям. Игуменья была вынуждена переселиться на частную квартиру и заняться общественно-полезным трудом».

Отмечу, три монахини Владимирского монастыря впоследствии были канонизированы как преподобномученицы, а упомянутая игуменья Августа прожила в Иванове до 107 лет. Кельи все-таки передали под казармы в 1927 году, а в 1929-м по требованию Красовского с Владимирского храма сняли кресты: «Пока церковь будет сохранять свой внешний вид с куполами и крестами, вести работу с религиозным дурманом будет затруднительно. Кроме того, купола служат некоторой преградой для всесторонних подходов самолетов», – настаивал командир отряда. 

В 1934 году будущий маршал уехал из Иванова. А через год авиаотряд реорганизовали, военнослужащих перевели на Кавказ. Общежитие на ул. Московской с тех пор стало «земным» многоквартирным жилым домом. 

***

Краевед А.М. Тихомиров указывает, что на месте дома № 46 когда-то находилась ситцевая мануфактура Постниковых. В 1915 году старый жилой дом капитально перестроили, здание получило отделку в формах неоклассицизма. После революции в доме находилось управление воздухоплавательным парком, а с 1925 году разместилось общежитие авиаотряда. 

Фото:

Янг И. Плакат «Комсомол! Овладевает авиационной техникой», 1932

Портрет С.А. Красовского на сборах командиров 3 ОЛО, 1929

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Это просто красиво

Бальные танцы – это не просто искусство движения, но и целый мир, наполненный грацией, эмоциями и культурными традициями

Олег Волынкин: «Я счастливый человек, мне просто всегда везет!»

С раннего детства его окружали достойные люди, которые сформировали его как личность

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам