Любители списывать останутся без диплома?
Есть прецедент: суд счел законным отчисление из вуза студентки за плагиат в дипломной работе. Не у нас, в Омской области. Но это теперь стало правовой нормой, которая, возможно, коснется и ивановских студентов.
Своего текста было лишь 4%
Студентка Омского университета путей сообщения не стала долго думать над дипломной работой и попросту скачала ее из интернета. Девушку разоблачили и, даже не допустив до защиты, отчислили из вуза. В расстроенных чувствах она пошла в суд, а там ей сказали, что списывание для студента – тяжкий грех, и сочли отчисление законным.
Суд выяснил, что девушке, как и всем остальным студентам, для прохождения итоговой аттестации необходимо было выполнить и защитить дипломную работу. При этом приказом ректора вуза было установлено пороговое значение объема оригинального текста при проверке выпускной квалификационной работы в системе "Антиплагиат" – не менее 30%. Перед теми, кто списывал вчистую, включался стоп-сигнал. Трудно сказать, на что рассчитывала студентка.
«Подготовленная студенткой выпускная квалификационная работа была проверена научным руководителем. Результаты проверки показали, что оригинальность текста составляет 4,11% – то есть вообще не соответствует минимальному пороговому значению, установленному в университете, – рассказали специалисты пресс-службы Омского областного суда. – Анализ источников показал, что при подготовке работы использовалась работа другого студента, выполненная в 2014 году. При таких обстоятельствах дипломная работа не была допущена к защите. Государственная экзаменационная комиссия признала студентку не прошедшей государственное аттестационное испытание. Приказом ректора, согласованным с профкомом студентов и советом обучающихся, студентка была отчислена. При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении ее иска было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда решение суда оставлено без изменения и вступило в законную силу".
Юристы обращают внимание, что на такие правовые позиции должны ориентироваться все студенты. Если вы списали свою работу и вас уличили в этом – жаловаться бесполезно.
Боюсь этого специалиста – вдруг он списывал
Наверняка у вас, дорогие читатели, есть похожие истории. Многие мои знакомые уверены, что списывают почти все студенты.
Как-то страшновато стало после этих разговоров обращаться за помощью к молодым специалистам: вдруг передо мной неуч, вдруг он списывал и некомпетентен в своем деле – юрист, технолог и тем более, не дай бог, врач.
А между тем нерадивые студенты используют самые разные ухищрения, чтобы облегчить себе процесс обучения. Да и списывание становится высокотехнологичным. Например, чтобы обмануть «Антиплагиат», ушлые студенты пропускают тексты через электронный переводчик. Самым ленивым не хватает ума даже поправить текст, чтобы придать ему естественности. Между тем электронные переводы выглядят ужасно искусственно и выдают плагиатора с головой.
Многие студенты теперь используют нейросети. Но не стоит думать, что преподаватели не распознают текст, написанный роботом. Они говорят: пытаясь обмануть систему, они прежде всего обманывают себя. Раньше подготовка шпаргалок в любом случае что-то давала уму и сердцу студента, так как переписывая, он что-то узнавал. А сегодня человек просто слепо копирует текст, чаще всего вообще его не читая. В итоге многие не знают, что же они понаписали в своих курсовых и дипломных работах.
Воруют не только тексты, но и идеи
Известный ивановский преподаватель информационных технологий Арсений Журавлев (ныне он возглавляет кафедру фундаментальной и прикладной математики РГГУ) регулярно сталкивается с практикой списывания у студентов.
«Плагиат в понимании обывателя – просто заимствованный материал. Сколько его в конечном результате, это определяется программой, которая, хоть и становится умнее с каждым днем, но всё еще подходит к делу очень формально. То есть она сравнивает долю похожего текста с его общим объемом. Помимо откровенного плагиата, она принимает за списывание цитирование (даже грамотно оформленное), идиоматические выражения, названия книг, статей. Всё это повышает процент заимствования. Тем не менее, если эта доля очень высока, то очевидно, что работа не оригинальна.
Безусловно, плагиат – это плохо. Но, даже имея такие ресурсы, пока бороться с ним непросто. Дело в том, что упускается очень важная проблема – плагиат идеи. Машина пока не может определить уникальность мысли ни в курсовой, ни в дипломе студента. Для контроля чистоты научной работы в плане оригинальности идеи, то есть самой задумки, по-прежнему нужен человек, а его ресурсов не хватает.
Но вообще, наглого присвоения чужого труда не будет в случае добросовестного отношения научного руководителя, четко выверенной процедуры защиты (предварительной защиты, нормоконтроля и апробации). А еще преподавателям нужно исключить порочную практику «студента нужно обязательно выпустить, если довели до конца». Уверен, что очень многое остается на совести научного руководителя и государственной экзаменационной комиссии, принимающей защиту диплома».