О чем рассказывает СЛОН
В Иванове стартовал очередной сезон научно-популярного проекта «СЛОН» («Солярис. Лекции о науке»). Любой желающий может посетить открытые познавательные лекции от молодых ученых Ивановской области, на которых доступно и просто рассказывают о сложных научных явлениях. Базируется «СЛОН» в образовательном центре «Солярис».
Очередной сезон просветительского проекта стартовал 18 сентября серией научно-популярных лекций, в которых молодые ивановские ученые интересно и доступно представили собственные исследования. Кандидат технических наук, доцент кафедры АЭС ИГЭУ Мария Вольман рассказала, как управлять ядерным реактором. Аспирант кафедры АЭС, ассистент кафедры тепловых электрических станций ИГЭУ Павел Минеев прочитал лекцию о том, как повысить эффективность электростанций. А один из самых молодых докторов наук в Ивановской области – старший научный сотрудник ИГХТУ Георгий Гамов поделился методом лечения рака с помощью золота.
Разговор о звездах
Захватывающие лекции на площадке «СЛОНа» в новом сезоне также представили ученые с мировым именем. Так, лекция известного астронома Владимира Сурдина вызвала ажиотаж: зал был переполнен, а регистрация на очередное событие проекта «СЛОН» закрылась в течение нескольких часов. Выступление привлекло обширную аудиторию школьников и студентов, увлекающихся современными исследованиями любителей науки самых разных возрастов и профессий. Владимир Сурдин в рамках своей часовой лекции рассказал об основных этапах покорения Луны и целях ее освоения, о передовых разработках инженеров и перспективах пилотируемых космических экспедиций.
По мнению ученого, все дети интересуются далекими планетами и освоением космоса, но с взрослением у большинства тяга к знаниям в этой области постепенно угасает. «То, что мы делаем – я как астроном и мои коллеги из космической отрасли, – это пытаемся сохранить любознательность в детях, а потом даже и во взрослых людях. Я говорю так: астрономия и космонавтика – это стимулятор любознательности», – добавил Владимир Сурдин. Астроном также подчеркнул перспективы ученых ивановского региона в дальнейшем освоении космоса. «Иваново – исторический центр текстильного производства. Текстиль – это ведь не только одежда, это разные материалы, которые используются в космонавтике, а здесь есть нерешенные текстильные проблемы. Например, скафандр должен отталкивать пыль, а лунная пыль крайне неприятная вещь. Она электризована солнечным ультрафиолетом и липнет ко всему. Надо придумать материал, который не даст пыли налипать на скафандр. И второе – охлаждение космонавта. Сегодня внутри скафандра огромное количество механизмов, которые снимают тепло с человеческого тела, иначе оно перегревается. И нам надо облегчить костюм, создать тонкий материал, который будет отводить тепло. Вот пока такого никто не придумал, а это необходимо», – пояснил ученый.
Разные миры и эпохи
Также в текущем сезоне на «СЛОНе» выступил доктор физико-математических наук Алексей Семихатов с лекцией по квантовой физике. Он рассказал о взаимосвязи квантового и классического миров – их сходствах и различиях, главных абстракциях квантовой физики, самых интересных тайнах этой науки, которой в следующем году исполнится 100 лет, о ее будущем. Почему интуиция сдает позиции, когда дело доходит до квантовой реальности? Можно ли на самом деле «понять» квантовую механику или это просто отличный способ развлечь свой мозг?
Также ивановцы в этом сезоне познакомились с биологом, руководителем образовательных проектов компании «Genotek» Дмитрием Кривошеевым. Вместе с лектором слушатели совершили «путешествие» длиной в 4 миллиарда лет и узнали, как происходила эволюция на Земле и каким образом из неживой материи появились живые существа. Дмитрий Кривошеев в интересной и доступной форме рассказал о первичном бульоне, о том, как выжили некоторые динозавры, насколько близким родственником человек приходится шимпанзе и что у людей общего с рыбами и одуванчиком.
«В рамках лекции была непростая задача: мы прошли путь, который эволюция проходила в течение практически 4 миллиардов лет. Мы проследили за логикой этого пути, потому что эволюция кажется нагромождением каких-то случайных событий, а мы увидели, что у нее есть определенная логика», – рассказал Дмитрий Кривошеев. Он поделился, что выступление на проекте «СЛОН» оставляет множество положительных впечатлений, ведь в зале собирается та публика, которая действительно заинтересована в получении новых знаний и расширении научного кругозора. Об этом свидетельствует в том числе большое количество интересных вопросов, поступающих от слушателей.
Интересно и школьникам, и профессионалам
На прошлой неделе на «СЛОНе» выступил российский биолог, научный сотрудник НИИ физико-химической биологии им. Белозерского при МГУ Михаил Никитин.
Известный ученый рассказал о возникновении ДНК и РНК, а также погрузил слушателей в доклеточную эпоху. Тема лекции оказалась интересна как школьникам, так и специалистам в области биологии и генетики. «У меня была задача заинтересовать аудиторию открытиями современной науки, рассчитывая, прежде всего, на школьников. Я постарался показать глубокие связи между разными науками, продемонстрировать, как физика элементарных частиц, например, может быть связана с тем, как наши белки устроены», – отметил Михаил Никитин.
По окончании лекции слушатели поделились впечатлениями. Так, ученица гимназии № 36 города Иваново Вероника Гришина рассказала, что хочет связать жизнь с медициной и лекции просветительского проекта «СЛОН» помогают ей существенно углубить знания по биологии, что необходимо для успешного поступления в вуз. «Я очень увлекаюсь биологией, и на сегодняшней лекции узнала много нового, что сейчас не выдается в школьной программе», – поделилась впечатлениями Вероника Гришина. «Я посещаю лекции «СЛОНа», потому что на них очень интересно рассказывают, не как на уроках. Здесь научный материал подается в занимательной форме. Это очень облегчает восприятие», – отметил Максим Климухин, ученик ивановского лицея № 21.
Проект «СЛОН» стартовал в мае 2023 года по инициативе молодых ученых Ивановской области и сразу обрел популярность. Главная цель проекта – популяризировать науку и рассказывать просто о сложных вещах широкой аудитории. В основе – серия кратких лекций на научные темы длительностью от 15 до 60 минут в зависимости от аудитории: от школьников старших классов и студентов до интересующихся наукой людей независимо от возраста.