Танец «с огоньком»
No tiene duende
Коррида, Дон Кихот, кастаньеты, сиеста, чоризо... Всё это Испания – жаркая, солнечная и эмоциональная. Между нами сотни тысяч километров, и все-таки эта страна гораздо ближе нам, чем кажется. И этот «мостик» – фламенко. Культурное достояние Испании и ее визитная карточка. Удивительно, но этот танец в последние годы стал необыкновенно популярен в нашей стране: в России открыты десятки школ фламенко, на мастер-классы приезжают испанские танцовщики, проводятся фестивали и конкурсы. В Иванове тоже есть школа фламенко – «Донья Роза». Сейчас в этом большом танцевальном объединении занимается несколько десятков человек. И успешно. Буквально на днях коллектив взял Гран-при на Международном конкурсе «Просторы России».
Гранада – родина фламенко
Стоит произнести «фламенко», как у многих возникает образ танцовщицы в черно-красном платье: в руках – кастаньеты, в глазах – огонь, в теле – страсть. Красиво, ярко, но... слишком однобоко. Этот образ будто «прилепился» к фламенко, и для многих обывателей – так и только так выглядит испанский танец. А ведь он многообразнее и многослойнее, чем может показаться на первый взгляд.
Считается, что зародился танец в южной провинции Испании: там, где в предгорьях Сьерра-Невада раскинулась величественная Гранада. За многовековую историю город видел и римлян, и нашествие евреев, и приход мавров. Народы впитывали местные традиции и оставляли в наследие собственные обычаи, отчего андалузская культура получилась яркой и многогранной.
В начале 18 века в регионе появились цыгане. Они подвергались гонениям: воровство скота, гадание… Естественно, испанские короли ужесточали законы о краже, подписывали указы о вывозе кочевников в Африку и даже запрещали им селиться в городской черте. К концу столетия попытки выселить цыган прекратились: они «вышли в люди», а с ними – и искусство фламенко.
Фламенко – культура, взращенная на смешении традиций нескольких народов, включает в себя мелодии Индии, Мавритании и даже напевы еврейского народа. Но именно цыгане отполировали триединство танца, песни и музыки. Сейчас фламенко как стиль делится на два класса: cante grande (глубокий, древний) и cante chico (упрощенный вариант). В каждом насчитывается до 50 (!) направлений, различать которые могут лишь профессионалы. Отметим, что в каждом регионе есть свои музыкальные и танцевальные стили: Гранада, Севилья, Кадис, Барселона, Кордова, Мадрид...
Гольпе, такон, планта
«Девочки, подождите, через несколько занятий всё срастется», – говорила нам хореограф Елена Девяткина, когда наша группа новичков только начала заниматься. «Срастись» должны были руки и ноги, потому что, как оказалось, конечности в этом танце частенько делают совершенно разные вещи и в разном ритме (если ноги быстро отстукивают дроби, руки плавно и медленно крутят флорео).
Во фламенко вообще много необычного, свойственного только этом танцу. Например, флорео (особые движения кистями рук и пальцев по часовой стрелке или против нее, напоминающие закрывающийся и открывающийся веер), локти не должны прижиматься к телу, диафрагма всегда расправлена, плечи опущены, «хвост» подтянут (танцовщики поймут), ноги немного согнуты – так удобнее бить дроби.
Кстати, без чего ну никак не обойтись во фламенко – специальная обувь. Это туфли с округлыми носами и устойчивыми каблуками со специальными набойками. Причем это не просто металлические пластины, которые используют, например, чечёточники, а множество гвоздиков, которые набиты словно чешуя у рыбы. Найти «свою» пару очень непросто, ведь эти туфли не для того, чтобы в них просто «красиво постоять», они должны быть удобными, устойчивыми, по размеру и полноте, поэтому часто заказывают индивидуальный пошив обуви или ждут доставку аж из Испании.
Одна из самых важных особенностей техники фламенко – сапатео. Это удары туфлями в ритм музыки. Они бывают разные: гольпе (удар стопой), такон (удар каблуком чаще всего рядом с опорной ногой), планта (удар подушечками пальцев – может быть со звуком или без), пунта (удар ребром носка в пол позади корпуса – точечный, резкий и стремительный). Научиться перебирать и чередовать эти удары во время танца очень сложно – требуется время и усилия.
От алегриаса до фарруки
Занимаясь уже третий год, понимаю: просто во фламенко не бывает никогда – каждый раз, когда группа приступает к новому танцу (а это, как правило, разные направления – тангос, алегриас, булериас, солеа, халео, фаррука и др.), кажется, что ты впервые пришел на занятие.
Танец алегриас один из самых жизнерадостных: раскованный и грациозный. Ведь изначально его появление связывают с победой испанских войск над Наполеоном в городе Кадис. Алегриас – это танец-гордость. В стиле солеа танцоры как раз показывают то, что многие принимают за привычное фламенко: страсть и драматизм. Чего не скажешь о тангосе. Это веселый, подвижный и, как правило, быстрый танец, обычно его исполняют на праздниках и фиестах. Тангос – это изысканные, грациозные движения, плутовские жесты, пластичный корпус и руки.
А вот фаррука – мужской танец, величавый, торжественный и гордый. В нем байлаор показывает свое высокое мастерство. Танец исполняется жестко, с вкраплениями сапатео (дроби ногами) и резкими поворотами.
Ни один праздник в Испании также не обходится без севильяны. Танец могут исполнять сразу все, ведь это одна из самых четко простроенных парных хореографий. В конце каждого из четырех куплетов наступает небольшая пауза – в это время участники принимают горделивую, «парадную» позу. Особенно красив танец, когда его исполняют с веерами.
К слову, об аксессуарах. Веер – как правило, первый танцевальный предмет, с которым работают начинающие. Однако он непрост: требует к себе особого внимания, нужного поворота в пространстве, правильного раскрытия. Много тонкостей также в работе со шляпой и бостоном (тростью). А мантон (шаль с кистями), говорят, и вовсе особенный аксессуар – танцовщицы чувствуют, мужского он или женского рода, какое у него настроение и даже дают ему имя. Необыкновенное мастерство требуется, и когда байлаора одета в специальную юбку с длинным подолом под названием Bata de Cola. Шьют их по четким математическим расчетам (учитывается рост танцовщицы и высота каблуков). Длина шлейфа в среднем составляет два с половиной метра, вес – 5–11 кг, количество оборок – от 3 до 8, причем как снаружи, так и внутри юбки.
Душа танца
Со временем оказалось, что погружаться в культуру фламенко интересно, но крайне сложно. Однако каждый раз желание разобрать танец, понять его, освоить – это прям задача задач. И когда наконец «текст» выучен, музыка отложилась на подкорке, появляется возможность не просто станцевать, а «поймать дуэнде». Есть во фламенко такое удивительное понятие, без которого искусство танца становится невозможным, ведь дуэнде – душа фламенко.
Это слово переводится как «магия», «огонь» или «чувство». У нас в России говорят про человека – «в нём нет огня», и в Испании есть аналогичное выражение: «No tiene duende». Это значит, танец не существует без души, и танцовщики обязаны искренне чувствовать, быть вдохновленными и погруженными в свой танец, уметь достучаться до самых тайных уголков сердца зрителя. Иначе это уже будет не фламенко.
Однако, кроме дуэнде, очень важно и чувство свободы. Именно за ним многие и приходят на занятия в школы фламенко. В группах занимаются женщины разных возрастов, комплекций и профессий. С разными жизненными взглядами и историями (не всегда простыми). Но всё это остается за стенами хореографического зала, и каждый удар каблука словно «выбивает» все неприятности, плохие мысли или сомнения. Фламенко учит терпению и пониманию, позволяет посмотреть на всё по-другому и расправить крылья.