ИвГМУ и ИГХТУ подписали договор о сетевой форме реализации образовательной программы  
Сбор у главной сцены 22 марта в 12.00
В УФСИН России по Ивановской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню работника уголовно-исполнительной системы
На месте крушения Ил-76 под Ивановом установили памятный знак
Энергетики вынуждены ремонтировать сети на улице Шустовой из-за незаконных врезок
На перекрёстке улиц Лежневская и Воронина
Выставка на газетной полосе

Договариваясь с Риммой Ульяновой об этой газетной выставке, я попросил подобрать работы с учетом того, что номер выйдет накануне 8 Марта. «Вы же видели, как я пишу?» – удивилась художница. Ее творчество действительно не укладывается в устоявшийся стереотип: мол, женская живопись – почти всегда цветочки, пасторальные сюжеты, декоративность. Стиль Риммы Ульяновой иногда называют «суровыми», и, кажется, ей нравится эта характеристика.

Я спрашиваю, можно ли создать обобщенный художественный образ женщины нашего времени. «Они все разные», – уходит от вопроса Римма, но добавляет, что образ в конечном итоге сформирует не время, а художник. То есть о типичной героине 2020-х будут говорить, глядя на конкретные холсты (как сегодня мы говорим о женщинах Дейнеки, Модильяни, Кустодиева и т.д.)

Женщины на портретах Риммы Ульяновой – серьезны и сосредоточенны. Они не легкомысленны. В их образах нет кокетства и витиеватости, модели смотрят на зрителя строго, пристально.

На обложку этого номера «РК» вынесена работа 2022 года «А за окном весна…». Витальному пейзажу за стеклом противостоит героиня – замкнутая, мрачная. Что случилось? Римма Ульянова показывает этой картиной, что современная жизнь зачастую идет вопреки природе, весеннему цветению – и это противоестественно. Но как вправить этот «вывихнутый век»? Вероятно, только красотой. Женской и живописной! 

Женщина за рулем 

Помните картину Юрия Пименова «Новая Москва»? Там, в открытом автомобиле по широкому столичному проспекту едет за рулем женщина – в шифоновом платье, с уложенными волосами. Зритель видит героиню лишь со спины – но при этом создается образ, точно соответствующий второй половине 1930-х.

Картина Риммы Ульяновой отдаленно созвучна «Новой Москве». За рулем тоже женщина, через лобовое стекло открывается пейзаж. Но героиня нашего времени едет не по широкому проспекту, а по двухполосной трассе в Гаврилово-Посадском районе. 

В этом образе нет акварельной романтичности Пименова – здесь всё по делу: темные очки, чтоб не слепило солнце; платок на голове, чтоб было тепло. На заднем сиденье девочка. Мать и дочь вполне справляются без мужчин, им не страшно. Но неужели всё прозаично в современном женском мире? Присмотритесь к заднему стеклу машины: дворники, расчищая грязь, открывают голубые дали (а может, даже, это абрис восходящего солнца). И сюжет вмиг становится поэтичным.

Римма Ульянова рассказывает: «Я много езжу за рулем. Мы с дочерью все время в машине: откуда-то возвращаемся, куда-то едем. Мне это нравится. Я вижу в дороге композиционную выстроенность, четкость. Мне это близко. Возможно, поэтому мне нравится художник Георгий Нисский».

Тишина и движение

На первый взгляд, нет ничего поэтичного в диптихе «Сложный день». Изображен опустевший вагон метро, где сидит уставшая женщина. По-детски подложив руку под щеку, она уснула. Гул вагона и движение укачивают. 

В этой субтильной москвичке автор увидела брутальность, целеустремленность. Спрашиваю: хорошо ли, что нашей современнице приходится быть сильной. «Это нехорошо. Женщина имеет право на слабость», – отвечает Римма Ульянова. Но при этом ее героини не выглядят слабыми. 

Художница признается, что в творчестве ей близок ивановский художник Александр Коверин. «Хотя он, наверное, считал, что женщина не может быть художником», – улыбается Римма.

– А на самом деле может?

– У женщин ведь много обязанностей: воспитание детей, готовка. И творчество в этой ситуации даже противоестественно. У художника должна быть свобода. И я благодарна мужу, который многое на себя взял и организовал мне эту свободу, создал условия для творчества. Семья меня очень поддерживает. 

Страшно не стать

На натюрмортах Риммы Ульяновой – горшечные цветы. Самые обыкновенные, которые можно увидеть на окне в подъезде или в общественном учреждении. «Меня вообще не интересуют цветы, – признается художница. – В прошлом году была очень большая нагрузка в училище. Не было времени для работы в мастерской, а писать хотелось. И вот я стала эти цветы таскать к себе в кабинет из коридора. Студенты работают – и я вместе с ними». 

Здесь надо пояснить, что Римма Ульянова преподает живопись в Ивановском художественном училище. Она его выпускница, позже окончила мизоновскую кафедру в текстильном институте. 

– А как вы вообще стали художником? 

– Родители отдали в изостудию разрабатывать пухлые детские пальчики. 

– Когда вы всерьез начали заниматься, думали, что потраченные усилия ни к чему не приведут, что вы не станете настоящим художником?

– Я и сейчас этого боюсь. Что не смогу сделать что-то большое. Посмотрела недавно в мастерской на стеллажи, заставленные работами, и подумала: я ночами не сплю, что-то делаю, а для чего? Сколько художников, которые пахали больше меня, а потом их работы вынесли на помойку. Ради чего всё это? 

Трудно ответить за художника. Но можно предположить: искусство для того, чтобы весна была не только за окном, но и в каждом из нас.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Профессор русской литературы

100 лет со дня рождения Людмилы Анатольевны Розановой

КороЛЕВский юбилей 

Чем питаются Мартин и Ника и что получили в подарок

Любовь и колдовство – в тюльпановых «бокалах»

Ивановские фермеры вырастили сорок пять тысяч цветов к празднику

Самолеты – как на ладони

Музей, в котором соединяются земля и небо, история и современность

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам