На последний этаж пешком?

Ростехнадзор выявил массовые нарушения при эксплуатации лифтов в Иванове, но замена устаревшего оборудования может стать неподъемным бременем для жильцов.
Ростехнадзор сигнализирует о критической ситуации
В результате анализа данных автоматизированной системы Ростехнадзора (АИС) были выявлены лифты, не состоящие на учете в реестре опасных технических устройств. Также в деятельности только одной управляющей компании выявлено 44 нарушения обязательных требований касательно лифтов. Среди них: отсутствие регистрации, неисправное аварийное освещение, отсутствие необходимой информации для жильцов и даже проблемы с креплением лебедки. В отношении юридического и должностного лиц составлены протоколы об административном правонарушении.
Но это лишь верхушка айсберга. Опубликованный ранее отчет Ростехнадзора за 2024 год рисует куда более масштабную проблему. Согласно документу, в Ивановской области 47% лифтов исчерпали свой нормативный срок службы. Это означает, что 1121 из 2385 лифтов, зарегистрированных в регионе, требуют либо капитального ремонта, либо полной замены.
Цена вопроса: кто заплатит за безопасность?
Проблема заключается в том, что замена лифтов – крайне дорогостоящее мероприятие. Стоимость одного нового лифта, в зависимости от характеристик и этажности дома, может начинаться от нескольких миллионов рублей. Очевидно, что для большинства многоквартирных домов Ивановской области такая сумма является неподъемной.
Представители управляющих компаний, с которыми удалось пообщаться, единогласно говорят, что жители отказываются увеличивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, даже при условии, что это позволит ускорить замену лифтов. Альтернативные источники финансирования, такие как государственные программы поддержки, ограничены и не покрывают всех потребностей.
Кто в ответе? Общая ответственность
Как отметил юрист по ЖКХ Алексей Никонов, лифты относятся к общедомовой собственности. Их замена, в зависимости от выработки ресурса, входит в обязанности управляющей компании или ТСЖ, которые имеют графики обслуживания лифтового хозяйства и заключают соответствующие договоры с лифтовыми компаниями. Замена лифтов, как правило, производится за счет жителей на основании решения общего собрания собственников. «Это большие деньги – как правило, не менее двух миллионов рублей, в зависимости от сложности. Ответственность за своевременный ремонт несет управляющая компания или ТСЖ. Это все равно, что крыша», – подчеркнул юрист.
В сложившейся ситуации возникает вопрос: кто будет нести ответственность за возможные трагедии, вызванные неисправностями лифтов? Ростехнадзор, безусловно, играет роль надзорного органа и выписывает штрафы за нарушения. Однако, как показывает практика, штрафы не решают проблему износа оборудования.
Ответственность за безопасность лифтов в конечном итоге лежит на собственниках помещений в многоквартирном доме. Именно они, через управляющие компании и ТСЖ, обязаны обеспечивать надлежащее содержание и ремонт общедомового имущества. Однако, как показывает практика, у собственников часто нет ни средств, ни желания вкладываться в замену устаревших лифтов.
Капля в море
Понятно, что принимаемые меры недостаточны: в 2025 году в рамках региональной программы капитального ремонта планируется отремонтировать всего 35 лифтов. Притом, что реальная потребность в Ивановской области превышает тысячу единиц, такой объем работ можно считать лишь каплей в море.
На фоне старения лифтового парка и недостаточного финансирования тревожные новости приходят и из других регионов. Недавно в Калининграде произошел инцидент с падением кабины лифта с пятью пассажирами. По оценкам экспертов, в потенциальной зоне риска находятся более 50 тыс. лифтов по всей стране.
По словам исполнительного директора Национального лифтового союза, генерального директора ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петра Харламова, к концу текущего года количество устаревших подъемников может возрасти до 60-65 тыс.
Производство падает, риски растут
Ситуация усугубляется сокращением объемов производства лифтового оборудования в России. Согласно данным Росстата, в первом квартале 2025 года объем производства лифтов по всей стране сократился на 10% год к году, до 5400 единиц. Эксперты связывают это с уменьшением объемов закупок региональными фондами капитального ремонта, а также со снижением активности застройщиков в жилом строительстве.
Кроме того, в условиях ограниченного финансирования региональные власти вынуждены оптимизировать расходы, приобретая более дешевое лифтовое оборудование. По данным аналитических агентств, объем закупок лифтового оборудования в России в рамках региональных программ капремонта в январе-июне 2025 года сократился на 8,5% год к году, до 32,3 млрд рублей. Фактически, это означает, что меняют меньше лифтов, а те, что меняют, – часто более низкого качества. Вопрос в том, кто в конечном итоге заплатит за эту экономию.
По данным Национального лифтового союза (НЛС), российские производители сейчас занимают порядка 70% рынка, еще 15% приходится на подъемники из Белоруссии, остальные 15% – на компании из Китая и Турции. Мощности российских заводов позволяют производить более 65 тыс. лифтов в год (со скоростью до 2,5 м/с), однако в прошлом году было выпущено всего 25,9 тыс. подъемников.
По данным Ростехнадзора, в 2022 году произошло пять аварий, связанных с лифтами, с причинением вреда здоровью, в 2023-м – семь, в 2024-м – четыре. За три года погибли шесть человек и еще 26 пострадали.
Самые читаемые статьи

Большие деньги для большой трубы
70% городской канализации требует замены

Пожар на Сакко: жильцы получат поддержку
Об этом заявил глава областного центра Александр Шаботинский по итогам заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям

Как помочь четвероногим и крылатым?
В нашей области производят уникальное ветеринарное оборудование

Производство для другого производства
Ивановский завод поставляет оборудование в 40 стран мира