Почему мозгу полезно «дымиться»
Елена Руженская – главный внештатный психиатр Ивановской области – в интервью «Рабочему краю» рассказала о ключевых факторах, влияющих на ментальное здоровье людей старшего возраста, и дала практические советы по профилактике деменции.
Психиатр прописывает правильное питание и физкультуру
– С возрастом многие люди сталкиваются с ухудшением памяти, снижением концентрации. Как сохранить ясность ума и избежать серьезных проблем с ментальным здоровьем?
– Необходимо сохранить нервную клетку в рабочем состоянии, ее активность и функциональность. На это влияют и режим работы (то есть разумная схема мозговой активности и полноценного отдыха), и правильное питание после 40 лет. Нервная клетка, как и любая другая, нуждается в бережном отношении, а также в питательных веществах для оптимального функционирования. К сожалению, с возрастом ее ресурс истощается.
– Как правильно питаться?
– Если вы заботитесь о здоровье мозга, нужно пересмотреть свои пищевые привычки. Задайте себе вопрос: действительно ли мне необходимы шашлыки? Может быть, стоит отдать предпочтение кусочку томленой рыбы? Функциональное состояние мозга напрямую зависит от поступления питательных веществ и кислорода с кровью. Для нормальной работы необходимы нейромедиаторы, ацетилхолин, а они формируются из аминокислот, поступающих с пищей. Неполноценное питание напрямую влияет на когнитивные функции.
– Какие еще факторы важны для поддержания здоровья мозга?
– Нужна физическая нагрузка. Это не только забота о теле, но и стимуляция работы мозга. Во время упражнений мы активно заставляем организм работать, пополнять синтез нейромедиаторов – улучшается настроение, координация, общая активность. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, возникают проблемы с координацией движений, что может привести к травмам. Важна регулярность и освоение новых упражнений, «тренировка мозга новыми задачами», формирование новых нейрональных связей и использование так называемых нейропластичных свойств мозга. При этом не нужны изнурительные тренировки, достаточно умеренной, но регулярной активности.
Новые связи еще возможны
– Вы упомянули про нейрональные связи и нейропластичность. Можете рассказать об этом подробнее?
– Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, но это не так. Они прекрасно восстанавливаются, просто нужно знать, как это делать. В работе мозга активно задействовано лишь небольшое количество нейронов, у пожилых людей это всего 5–10% от имеющегося ресурса. Остальные находятся в неактивном состоянии. Нейропластичность в широком понимании – это способность мозга формировать новые нейронные связи, активировать «спящие» нейроны.
– Как заставить «неработающие» нейроны включиться в работу?
– Традиционный совет многих специалистов – решать кроссворды. Это неплохо, но, как правило, этим занимаются те, кто и раньше любил кроссворды. А это значит, что человек обращается к своим прежним знаниям и опыту, которые, возможно, уже не так эффективны. Кроссворды хороши для поддержания существующих нейронных связей, но они не создают новых.
– Что же тогда делать?
– Если человек чувствует, что ему не хватает когнитивных функций, необходимо заниматься деятельностью, которая ему не нравится, которая у него не получается. Например, осваивать новые навыки, изучать иностранный язык, заниматься творчеством. Важно выходить из зоны комфорта и давать мозгу новые задачи. Этим и занимаются нейропсихологи: они помогают людям определить, какие виды деятельности будут наиболее эффективны для развития нейропластичности.
– Можете привести пример из практики, как вы работаете с пациентами над развитием нейропластичности?
– Был случай с пациенткой, математиком по образованию. Она легко решала сложные задачи, а вот написать эссе на тему «зебра» оказалось для нее практически невыполнимой задачей. Она призналась, что это задание вызвало у нее сильный стресс.
– Почему именно эссе о зебре вызвало такую сложность?
– Дело не в зебре, а в том, что для математика, привыкшего к четкой логике и структуре, написание эссе, требующего образного мышления и креативности, стало настоящим вызовом. В процессе работы пациентка столкнулась с множеством трудностей: нервничала, откладывала задание, даже отменила два занятия. Она справилась, только когда осознала, что цель – не написать идеальное эссе, которое оценит международное жюри, а сделать то, что она не умеет и не любит, «заставить мозг дымиться от напряжения, но справиться…». В этот момент и образуются новые нейронные связи.
– Какие еще виды деятельности можно рекомендовать для развития нейропластичности?
– Если вы никогда не вязали, научитесь вязать. Если вы никогда не считали в двоичной системе, начните считать. Если вы никогда не учили языки, выберите язык, который совершенно не похож на те, которые вы уже знаете. Смысл не в том, чтобы достичь совершенства в новом деле, а в том, чтобы дать мозгу новую задачу, заставить его работать по-новому. Даже если вы выучите всего 100 иероглифов из 3000 нужных, это принесет огромное удовлетворение и простимулирует формирование новых нейронных связей.
Первые признаки возрастных проблем
– Как распознать первые признаки когнитивных нарушений?
– Это не так просто. На ранних стадиях нарушения памяти могут маскироваться за счет сохранного интеллекта и самоконтроля. Человек компенсирует возникающие проблемы: что-то записывает, что-то лишний раз не говорит, проявляет повышенную критичность. Болезнь не проявляется внезапно – она подкрадывается постепенно. Проблема в том, что мы замечаем ее, когда компенсаторные механизмы уже перестают работать и человек становится беспомощным. Родственники часто говорят: «Он же вчера еще был нормальным!» Но на самом деле «нормальным» он уже не был. Просто выпадала только одна функция, а сейчас выпадают уже три. Именно поэтому так важно обращать внимание на любые изменения в поведении и когнитивных способностях, даже если они кажутся незначительными. Своевременная диагностика и лечение могут существенно замедлить прогрессирование деменции и улучшить качество жизни пациента и его близких.
– Говорят, хорошая тренировка – раскрашивание двумя руками. В чем смысл таких упражнений?
– Это упражнение направлено на развитие межполушарного взаимодействия. Когда человек раскрашивает одновременно двумя руками, выполняя разные задания, мозг вынужден активно координировать работу обоих полушарий, что способствует формированию новых нейронных связей. Конечно, сначала это сложно, но именно в преодолении трудностей и заключается суть тренировки.
– А как насчет изучения новых песен?
– Это отличный способ тренировать слуховую память, которая часто страдает у пожилых людей. Только важно выбирать песни, которые человек не знает или не любит, чтобы заставить мозг работать по-новому. Например, пациентка хорошо знала песни Анны Герман, поэтому я предложила ей выучить незнакомую. Это ей далось с трудом. Песню она пела, читая по бумажке. Но чтение по бумажке не стимулирует слуховую память. А нужно, чтобы человек запомнил песню на слух. Ведь мы большую часть информации воспринимаем именно так, и нарушение слуховой памяти делает человека беспомощным.
«Альцгеймера» нельзя вылечить, но врачи не бессильны
– Говорят, болезнь Альцгеймера вылечить нельзя… Процесс остановить невозможно. Зачем тогда нейрореабилитация?
– У нас была пациентка, которая в начале курса находилась в состоянии полной растерянности и апатии. Ее привела дочь. На момент лечения сохранность памяти составляла 60%, а нейродинамический компонент и общая организующая функция – около 40%. Через год, после прохождения курса, сохранность памяти снизилась до 40%, что связано с прогрессированием болезни Альцгеймера. Однако, благодаря занятиям, пациентка стала более адаптированной к жизни, научилась запоминать информацию по-другому, стала меньше нервничать и принимать участие в повседневных делах. Соответственно, общая организующая функция составляла уже 60%.
– Получается, что нейропсихологическая реабилитация не излечивает болезнь Альцгеймера, а помогает с ней жить?
– Да, к сожалению, от болезни Альцгеймера никто еще не научился лечить. Но нейропсихологическая реабилитация помогает обходить болезнь, сохранять то, что есть, и улучшать качество жизни пациентов.
Самые читаемые статьи
Кони-исполины с нежной душой
Ивановские, хоть и Владимирские
Фото- и видеопроизводство в художественной школе
А также новая крыша и ремонт кабинетов
«В Иванове не чувствую себя иностранкой»
Впечатления сербской студентки
В средней школе №43 появился электронный тир
Современные технологии позволяют создавать реалистичные условия тренировки, приближённые к боевым ситуациям