Современная пряха
Инженер-проектировщик тепловых станций и трубопроводов Таисия Финская нашла для себя необычное хобби. Уже несколько лет все свое свободное время она посвящает ручному прядению. Почему в XXI веке может увлечь это древнее ремесло? И как к нему приходят?
Вдохновила собака
«Есть три пути в прядение: если традиция сохранилась в семье, если увлекаешься исторической реконструкцией… и если у тебя пушистая собака, – улыбается Таисия. – Да-да, для пряжи годится не только овечья, но и собачья шерсть – это чудесный, приятный, тактильный материал. Если есть хоть какие-то навыки рукоделия, то выкидывать его просто не поднимается рука».
У Таисии колли – длинношерстная порода. Вычесывать ее приходится постоянно, и шерсть дома есть всегда – это и стало поводом заняться древнейшим ремеслом. Сначала девушка изучала технику, просматривала мастер-классы, потом попробовала спрясть свою первую нить. Она получилась плохо скрученной и слабой, но потом дело пошло.
Прялки, как на ивановском гербе
Хобби быстро перестало быть просто способом утилизации собачьей шерсти. Мастер подошла к делу со скрупулезностью профессионального инженера: изучала историю, технологию, даже физику процесса, постепенно приобретала необходимые инструменты и приспособления для чесания и прядения. «У меня есть веретена, электропрялки и старинные колесные самопрялки. Подобная изображена на гербе города Иваново. На различных европейских картинах мы можем видеть, как женщины несут на голове, например, кувшин с водой и одновременно прядут. При этом прялка у них заткнута за пояс, на котором расположена кудель. Прядение изначально было искусством кочевых народов, которые могли заниматься им на ходу. А в России пряли сидя, используя пряслицы. Это такой грузик, с помощью которого веретено утяжеляется и вращается быстрее. Его можно увидеть, наверное, в любом музее, это самый часто встречающийся экспонат после керамического боя. Веретена обоих типов у меня есть», – с гордостью говорит Таисия.
Мыть или не мыть?
Современные пряхи используют шерсть не только домашних, но и диких животных. Как же ее помыть перед прядением без потери качества, учитывая, что любая натуральная шерсть дает усадку от воды.
Таисия рассказывает: «Мыть надо обязательно и до, и после прядения, чтобы избежать аллергии и получить чистый материал. Удивительно, но ничего не усаживается. А, к примеру, шерстяная нить мериноса, наоборот, склонна вытягиваться. Я даже освоила крашение шерсти, а без воды оно невозможно – и все нормально. Да и в старину пряхи всегда работали с чистой шерстью. И с учениками у нас заведено так же. Остриженные животные содержатся в разных условиях, поэтому перед работой их шерсть всегда моют».
Собака, медведь и шелкопряд
Животные, чья шерсть годится для прядения, самые разные. Одна собака дает максимум 400 грамм в год. Этого, конечно, для мастера мало. «Когда начинаешь прясть серьезно, хочется попробовать все: лен и крапиву, тончайший шелк и даже экзотическое банановое волокно, – объясняет Таисия. – Только овец насчитывается в мире около 1800 пород. Подходит не всякая шерсть, а в основном длинная, похожая на человеческий волос, и именно та, которая растет на животном всю жизнь. Как у пуделей, йоркширских терьеров, афганских борзых и самоедов. Жесткую, как у терьеров, не прядут. Чем длиннее шерсть, как, например, у колли, тем лучше, тем ее приятней прясть. Средняя длина волоса – у большинства лесных животных».
Сбор материала – целое дело. Кто-то меняется шерстью с другими владельцами собак, кто-то обращается в питомники, в цирк и даже в зоопарк – во время линьки животных там можно много чего насобирать интересного: шерсть верблюдов, медведей и других животных. Дружат пряхи с грумерами (собачьими парикмахерами) и охотниками.
Чтобы получить шелковую нить, Таисия заказывает специальную гребную ленту. Чаще из Китая, реже из Японии или Европы (там тоже развито шелководство). «А есть настоящие коконы шелкопрядов, – поясняет ивановская пряха. – Если разрезать его вдоль и растянуть, получается такой платочек. И его уже дальше можно вытягивать и прясть из него нить».
Российский прях
Материалы не перестают удивлять своими свойствам. «Вы знали, что из 100 граммов шерсти можно спрясть 4200 метров нити? Это мировой рекорд, его поставили за границей. Но в нашем сообществе есть парень из Зауралья – Эмир Шалиев, ему лет 20, и вот он был очень близок к тому рекорду. Его признали самым тонко прядущим в России».
Да-да, среди прях много мужчин. И вообще это творчество стало возрождаться. Мастера со всей страны часто собираются на свои фестивали. Инженеры, микробиологи, программисты, блогеры, историки, увлеченные старинным ремеслом, с радостью обмениваются опытом.
Вязание, ткачество и просвещение
Что же сейчас можно создать из нити, спряденной вручную? Оказывается, практически все. Кто-то вяжет теплые носки и свитера, кто-то использует пряжу для вышивки или ручного ткачества. Таисия рассказала, что в Иванове есть мастер, которая уже 20 лет шьет верхнюю одежду из ткани, сотканной из собачьей шерсти. Да так, что никто никогда не сможет догадаться о происхождении – ювелирная работа.
Я поинтересовалась: если все время прясть, как найти время, чтобы использовать свою пряжу? Таисия улыбается: «Раньше, чтобы одна ткачиха ткала вручную и не останавливалась, использовали как минимум семь прях. То есть вы правы: если прядешь – вязать уже некогда. Я сейчас увлеклась созданием арт-пряжи – фактурных, разноцветных нитей с включением бусин, шелка, перьев. Готовых вещей из своей пряжи у меня мало – все идет на образцы, подарки или вдохновляет учеников».
В этом тоже есть смысл: сегодня Таисия не просто прядет, она хранит традиции и передает их взрослым и детям. В своей студии, расположенной в резиденции Александра Панкратова, она проводит занятия, разработала для школьников специальную программу. «У меня есть коробочки, где можно потрогать разные волокна. Рассказываю, как растет лен. Пробуем крутить веретено. Детям это очень нравится. Да и для взрослых эти лекции порой становятся настоящим открытием. Представляете, далеко не все знают, из чего и как делается одежда, которую они носят. Начинаешь показывать, как из клочка шерсти появляется волокно, в глазах видишь удивление. В наше-то время интернета и высоких технологий настоящий восторг от простого скручивания нити».
Самые читаемые статьи
«Для экономики Ивановской области – сейчас колоссальные возможности, и многие ими уже пользуются»
Станислав Воскресенский встретился с жителями региона
Увидеть в преступнике человека
Теплый разговор о тяжелой профессии
Каждый месяц – по 28 новых диагнозов
Большая просветительская кампания ко Всемирному дню борьбы со СПИДом
Декан и мама
О профессоре Елене Шнитковой