«Не хулиганю, в магазинах не ворую»
Если описать его в духе цитаты Тони Старка из «Железного человека», получится «писатель, логопед, ученый, редактор». За этими словами скрывается незаурядная личность и довольно скромный в быту человек.
Лекарство от неусидчивости
Писать Аркадий Шушпанов начал в семь лет. В детстве он был непоседой, и однажды мама, чтобы направить его энергию, предложила ему сочинить собственную книгу. Она почти не верила, что это поможет, но мальчик отнесся к делу серьезно и начал выдумывать истории о динозаврах. Позже появились вариации на тему культовых сюжетов и любимых произведений (сегодня их назвали бы фанфиками). Одно из первых самостоятельных сочинений он переписывал от руки восемь раз: задумал еще школьником, а завершил, уже будучи кандидатом филологических наук. Аркадий Николаевич защитил диссертацию в ИвГУ по творчеству утописта и фантаста Александра Богданова. Такой же серьезный и вдумчивый подход к каждому тексту он сохранил до сих пор.
Вызывает привыкание
Начинающий автор участвовал в мастер-классах известных фантастов. Так он вошел в круг писателей, работавших над циклом «Дозоры» Сергея Лукьяненко и мирами Ника Перумова. «Каждая моя книга в межавторских проектах вызывала шквал сетевой критики, зато на бумаге тираж как-то расходился. Когда вышел «Книжный Дозор», первые отзывы неожиданно оказались доброжелательными. Я даже испугался: все пропало! Как только появился первый комментарий в стиле «какой бред», мне захотелось обнять рецензента: дорогой ты мой, наконец-то! И эта книга в своей серии в 2017 году стала лидером», – вспоминает писатель.
Аркадий Шушпанов признается, что от писательства очень сложно избавиться, и если бы мог, то давно бы это сделал. Зато основную профессию менял не раз.
Предсказанное будущее
Фантасты нередко описывают вещи, которые появляются в реальности спустя годы. Аркадию Шушпанову удалось предугадать собственное будущее. В «Школьном Надзоре» у него есть герой – педагог, работающий с особыми детьми. Пока он писал эту книгу, трудился в другой сфере, но еще до выхода произведения из печати сам начал преподавать. Сейчас уже больше десяти лет Аркадий Шушпанов работает логопедом в детском отделении Областной клинической психиатрической больницы «Богородское». Он помогает маленьким пациентам начать говорить и справляться с различными речевыми трудностями.
Все средства хороши
В работе с детьми помогает весь накопленный опыт, включая писательский. Аркадий Шушпанов организует для пациентов отделения конкурс дневников – с призами, разумеется. «Многие ребята берутся с энтузиазмом, даже с особенностями интеллектуального развития. А высшей точкой пока стал случай, когда дневник сдал мальчик, не умеющий писать. Он говорил соседу по палате, что хочет написать, а тот диктовал ему по буквам. Призы получили оба».
Другой ребенок за время пребывания в стационаре исписал три тетради. Он начинал с простых историй, но постепенно сам додумался до неожиданных сюжетных поворотов. Потом Шушпанов говорил ему: «Если будешь писать о том, что беспокоит, а не закатывать истерики и хулиганить, – никогда больше в психбольницу не попадешь».
На вопрос, помогают ли маленькие пациенты в работе над книгами, автор отвечает: «Я уже написал про них целый роман, но пока он не опубликован. У него есть реалистичная линия и фантастическая. Реалистичная более чем на 90% не выдумана, все реплики – подлинные. Постоянно за детьми записывал и до сих пор записываю – придумать такое невозможно. Здесь даже возникли свои сложности. Макаренко мог позволить себе называть героев почти открыто, а прототипы гордились, что попали в его «Педагогическую поэму». Но в моем случае действует врачебная тайна! Поэтому отдельной задачей было максимально «замаскировать» прототипов. Хотя некоторые знают про себя. Я даже использовал это в воспитательных целях: вот, в книге ты исправился в конце, давай и в жизни меняй поведение».
Говорят, те, кто работает с «особыми» людьми, чем-то на них похожи. Аркадий Шушпанов не отрицает этого – с самого начала работы логопедом он не видел большой разницы между собой и пациентами. Правда, отмечает, что владеет собой лучше – не хулиганит и в магазинах не ворует.
На все руки мастер
Аркадий Шушпанов пишет не только фантастические романы, но и нон-фикшен. Например, в его библиографии есть книга о мотивации и саморегуляции с подзаголовком «Волевые основы творческого труда». Советами и упражнениями из нее автор пользуется и сам. Однако, по его признанию, в профессиональной литературе ощущается дефицит чувств. Писатели-художники, по его мнению, все эмоциональны, иначе не создавали бы свои тексты. А про себя говорит: «У меня получается парадокс. В нон-фикшен постоянно хочется добавлять эмоций, шутить и так далее. А из художественных произведений, наоборот, вычеркиваешь чувства, оставляешь только мысли, действия, жесты, чтобы дать пространство читателю».
Идей достаточно
Аркадий Шушпанов делится, что в юности мечтал написать детскую книгу о гоблинах, троллях и прочих фейри – такую, каких еще не было. Эта идея зрела несколько десятилетий, а в последний год наконец пошла работа над текстом. Еще моему собеседнику интересно было бы описать детское восприятие времени. Одному мальчику-пациенту он как-то сказал: «А это кто будет делать, Александр Сергеевич Пушкин? Так он жил двести лет назад!», на что парень ответил: «Ух ты, еще при динозаврах!» Шушпанов уверен: для детей прошлое не делится на эпохи, для них нет ни прошлого, ни будущего, есть только «сейчас» и «не сейчас».
Другая задумка – создать ностальгическую вещь про 1980-е в духе сериала «Очень странные дела». Или изобразить мир будущего, в котором органические импланты полностью вытеснили привычные гаджеты и люди перестали различать реальное и виртуальное. В общем, признается Аркадий Шушпанов, «идей достаточно, было бы время».
Аркадий Шушпанов – член Союза писателей России. В конце января в областной детско-юношеской библиотеке состоялась его творческая встреча с читателями, приуроченная к 50-летию автора.
Самые читаемые статьи
Учеба после учебы
Зачем идут к репетиторам и что получают
Круглогодичный призыв
И другие изменения для новобранцев
Законодательные нововведения для СНТ
Что изменится для ивановских дачников?
Когда наука спасает сердца
Молодой ученый ИвГМУ бросает вызов ревматоидному артриту