Как попасть на бал
Они исторически были приурочены к православному празднику Сретения, который отмечается 15 февраля. До Великого поста еще есть время, а значит, церковь не запрещает веселиться – чем не повод собраться и потанцевать? Не случайно именно 15 февраля сейчас отмечается еще и День православной молодежи.
В XIX веке бал для молодых людей был чуть ли не единственной возможностью познакомиться друг с другом и присмотреться к потенциальному жениху или невесте. А как и где Сретенские балы проходят сегодня.
Каждый год в середине февраля мы с Еленой Залесской (руководителем ивановской студии исторического танца «Макама») ездим в Шую. Здесь в Павловском дворце – великолепной усадьбе конца XIX века – проходит Сретенский бал, а мы обучаем его участников старинным танцам.
Традиция для православной молодежи
Бал приурочен к празднику Сретения, который отмечается ежегодно 15 февраля. Эта же дата выбрана как День православной молодежи. До Великого поста еще есть время, а значит, церковь не запрещает веселиться – чем не повод собраться и потанцевать? В XIX веке бал был для молодых людей чуть ли не единственной возможностью познакомиться друг с другом и присмотреться к потенциальному жениху или невесте. Эту функцию он выполняет и сегодня – на мероприятие приехали участники из разных городов и даже регионов. Сретенский бал в Шуе проходит при поддержке местной епархии в пятый раз, и второй год для него выделено два воскресных дня – иначе зал просто не вмещает всех желающих.
Мы приезжаем заранее – нужно успеть переодеться, поговорить с музыкантами и настроить микрофоны: два часа учить танцам 20 пар – серьезная нагрузка на связки. Участники активно прибывают. С некоторыми мы здороваемся, как со старыми друзьями, а они спрашивают, будет ли в программе их любимый танец. С музыкантами сверяем их такты с нашими и договариваемся, будет ли в начале композиции время на поклоны. В этом году из Москвы «выписали» семейный ансамбль. Они успели разобрать ноты не ко всем танцам, но в любом случае живая музыка создает волшебную атмосферу на балу и еще больше погружает в нужную эпоху.
Танцы с суфлером
Перед началом танцев участники собираются у входа в зал: девушки непринужденно болтают, а юноши немного стесняются – почти все они сегодня дебютанты. С первыми звуками торжественного марша волноваться становится некогда, и мы с Еленой ведем колонны дам и кавалеров в бальную залу. После приветственного слова организаторов и напутствия отца Василия мы берем дело в свои руки: пора танцевать! Для каждого танца мы сначала объясняем схему и проходим ее вместе несколько раз под счет, чтобы у всех получилось, а после «включаем» музыкантов или заранее записанную мелодию. Нам важно, чтобы участники получили удовольствие, мы замечаем, как они расслабляются после двух-трех повторов, начинают улыбаться и даже переговариваться между собой – верный знак, что схема «вошла в ноги», и не нужно вспоминать следующее движение. Такой способ изучения танцев – вполне историчный. В позапрошлом веке новые контрдансы публиковали в сборниках, и пока музыканты разбирались с нотами, распорядитель (ведущий бала) объяснял танцующим схему.
Час пролетает незаметно, но после короткого перерыва мы продолжаем. Во втором отделении по плану – вальсы. Если в предыдущие годы мы меняли схему, исключая из нее вальсовый поворот (в XXI веке его техника знакома не всем), то в этот раз мы почему-то верим, что все получится. И действительно участники начинают кружиться в вальсе через 10 минут объяснений и теперь могут ездить вообще на любые балы. Были бы костюмы.
Следование моде
Шесть платьев к двум фракам. По этой формуле можно считать обычное соотношение кавалеров и дам на балах (и это еще хороший вариант!), но она означает другое. В XIX веке сменились шесть модных эпох, поэтому приличной даме сегодня нужно иметь комплект разных платьев для реконструкторских мероприятий. А дальше захочется расширить бальный гардероб, потому что внутри периодов мода тоже отличалась. Например, в начале 1850-х юбки были умеренно пышными за счет кринолина (внутреннего каркаса из китового уса), а десятилетие спустя они стали настолько широкими и неудобными, что их изображали на карикатурах. Кавалерам проще – достаточно одного фрака на первые 40 лет XIX века и другого – на оставшиеся 60 лет.
Платья приходится шить самим – не всякая швея возьмется изучать особенности кроя позапрошлого века или вручную пришивать десятки метров кружев. Среди «историчников» каждая дама в той или иной степени умеет держать иголку в руках. Когда я на балу пропускаю танец, люблю рассматривать костюмы гостей и пытаться угадать, как сделан декор или за счет чего держатся рукава.
Всегда форс-мажор
Каждая приличная студия исторического танца обязана давать хотя бы один бал в год – иначе общественность начнет переживать, не закрылась ли она. Свой мы проводим тоже в Шуе, потому что в Иванове просто нет подходящих помещений, чтобы и зал был просторный и выглядел исторично, и пол желательно паркетный, и раздевалки с зеркалами в наличии. Пока лучше Павловского дворца мы не нашли, а наши гости из других регионов и не против – многие едут именно «на усадьбу», чтобы сфотографироваться в интерьерах.
На моей памяти не было еще ни одного нашего бала, который бы прошел без происшествий. То кавалер в последний момент отказывается от участия, потому что «не влез в брюки», то мы сами забываем дома подарки для гостей или реквизит для игр, и приходится возвращаться. Однажды музыканты перепутали ноты и вместо одной кадрили начали играть другую. Подмена обнаружилась только на третьей фигуре – до этого мы спокойно танцевали по принципу «музыка нам не мешает». В другой год мы приехали утром в день бала в Павловский, а сотрудники дворца нам и говорят: «У нас тут свадебная фотосессия сегодня, вы сможете на полчасика зал освободить?» Что делать, пришлось «перекраивать» программу, чтобы к назначенному времени начать перерыв и уйти в буфет. Хорошо, что сообщество исторических танцоров по большей части понимающее и относится ко всему философски.
Танцуют все
Попасть на настоящий бал сложно – нужно владеть хотя бы вальсом, знать французскую кадриль и ориентироваться в других танцах, обзавестись подходящим по дресс-коду костюмом и аксессуарами к нему и выкроить время в насыщенном графике. Для этого нужно либо присоединиться к профильной студии и походить на занятия хотя бы пару месяцев, либо быть уже опытным танцором-одиночкой. Но на мероприятиях, подобным Сретенскому балу, можно попробовать десерт из изящных па и причудливых перестроений, рождающих рисунок танца. А еще – из искренних улыбок партнеров, новых нейронных связей и приятной усталости после. Старинные танцы – очень социальные, их интереснее исполнять в большой компании. И именно танцевать, а не смотреть со стороны. Поэтому мы с удовольствием приобщаем к своему увлечению всех, кто приходит на наши мастер-классы и открытые балы, – от дошкольников до пенсионеров. И радуемся, когда участники просят объяснить им еще один танец (а потом еще один), не планируя расходиться.
На 1 марта у студии исторического танца «Макама» запланирован детский бал для младших школьников, который пройдет в молодежном центре библиотеки на Крутицкой. Начало в 13:00.
Ивановская епархия тоже проводит свой Сретенский бал. Он состоится 16 февраля в 16:00 в филармонии.
Наталья Нэртис:
– Исторические танцы для меня – способ перенестись в прошлое и почувствовать себя частью другой эпохи. Через движения и музыку ты понимаешь ритм, эстетику и дух XIX века лучше, чем через любые книги. Мне нравится, что я могу поехать на настоящий бал, надеть красивое платье и на несколько часов оказаться в обществе галантных кавалеров и дам, исполненных достоинства и изящества. Для меня это выход из обыденности и возможность примерить другую модель поведения – более сдержанную и благородную.
Самые читаемые статьи
Он слушал весь мир
Cначала как радист военного самолета, а теперь – как радиолюбитель.
«Не хулиганю, в магазинах не ворую»
Аркадий Шушпанов: кто он?
Учеба после учебы
Зачем идут к репетиторам и что получают
Круглогодичный призыв
И другие изменения для новобранцев