Прогулка по улицам «Города художников»
Пятый альбом
«В хорошей картине постоянно что-то происходит – пожар, влюбленность, сон, утрата, бдение, нежность, усталость, желание, борьба на пределе человеческих возможностей или тихое, затаенное ожидание: «А вдруг случится…» Так пишет во вступительной статье к новому выпуску альбома «Город художников» его автор и составитель, ивановский журналист и писатель Дмитрий Фалеев.
Незнакомые знакомые
Проекту «Город художников» уже не один год, недавно в свет вышел пятый номер. В него вошли материалы об одиннадцати художниках и, конечно, их работы. Участниками «юбилейного» альбома стали Татьяна Комшилова, Екатерина Якушина, Александр Лесовщиков, Анастасия Соловьёва, Андрей Беляев, Валерий Берегов, Александр Комшилов, Ксения Демьяненко, Александр Климохин, Александр Мучкаев и Римма Ульянова.
«В пятом выпуске «Города художников» собраны как прежние, знакомые нашему зрителю авторы, так и новые художники со своим взглядом на то, как должна выглядеть хорошая картина и – согласно (или несогласно?) с нею – хорошая жизнь, – пишет Дмитрий Фалеев. – Картины очень разные, и жизнь, которая привела к ним их авторов, тоже была разной, но всех их объединяет любовь к Родине, мечта о ней, вера в нее».
Важен «разговор о Знании»
В альбоме есть интересное рассуждение о творчестве современных художников и о том, кто из них все-таки попадает на страницы альбома: «Бывает, что автор подходит к работе «с холодным носом», он уже просто профессионал, и всё, этакий Сальери: макает кисточку исключительно в краски, и в результате у него на холстах только краски и залипают – они не шевелятся, не вздрагивают, не качаются на мерной волне, не ходят ходуном… На кончике кисти у такого холодноносого спеца-мастерюги задерживается лишь масло (или акрил, или тушь, или гуашь), то есть всего-навсего химическое соединение, красящее вещество, а ведь кисточку надо макать не в краски, а в Знание. Наш Город художников открыт любому автору, кто может хоть капельку выразить эту суть, это яркое начало. Неважно – есть ли у него какие-то регалии вроде звания «заслуженный», или он звезда андеграунда; неважно – оканчивал он Репинку или Строгановку или простое худучилище в Тьмутараканске; неважно – хранятся его работы в знаменитой Третьяковской галерее или рассыпаны по частным, малоизвестным коллекциям. Главное, чтобы языком красок автор говорил с нами о Знании».
Как бусины на одной ниточке
Рассматривая работы пятого выпуска «Города художников», мне показалось, что получился он очень непохожим на первые. Есть в нем и «лоскутность», и «разбросанность». Но именно от этого он и особый. «Его единство и цельность идут не от того, что его участники выступают заодно, скорее, они все как «лебедь, рак и щука, – пишет в своей статье Дмитрий Фалев. – Однако, вопреки морали известной крыловской басни, у них воз движется, альбом сложился. В нем одна правда поддерживает другую, даже если художники между собой незнакомы, даже если между опытом и работами одного и другого пролегает бездна – всё равно каждый из них стремится в меру собственных способностей, таланта, темперамента к общему Источнику».
В этом выпуске всё так «по-разному» и при этом всё равно вместе: не спорит и не толкается, ладненько соседствует друг с другом. Как бусины на одной ниточке…
«Родина у всех одна»
А еще в этом альбоме много про Родину. И автор издания это подтверждает: «Родина у всех одна». «Пусть один художник ведет нас по туристическим улочкам бывшего Петрограда, другой – на окраины провинциального городка, третий – в мир камерных натюрмортов в мастерской, четвертый предлагает портреты своих друзей, знакомых, <…> пятый показывает заснеженный пригород с разваленными избушками частного сектора. А следующий и вовсе тянет тропинку своего зрения вдаль, за поля, где вспыхнула у края воды осенняя роща. <...> Если человек любит и дорожит тем местом, тем духовным центром и куском планеты, где родился и живет, или просто находится, или пересекает его, страдает за него, радуется с ним, прикладывает усилия, чтобы не опуститься самому и помочь другому оставаться на плаву, то он славный житель своей страны, сын своей Родины. Ведь Родина – это дар. Родина – это очень и очень много не только потому, что у нашей страны огромные территории, а потому, что чувство Родины способно озарить и вытащить из тины любой закуток, пробить любой холод человеческого общения, вселить надежду в застывшее сердце. <...> Кто ты без Родины? Одинокий, жалкий, чужой человек, потеряшка, блудный сын…»
Встреча с мастерами
Каждый найдет в этом альбоме своего автора. Вот, например, Александр Мучкаев и его работы «Наши бабушки», «Старшеклассница», «Взгляд», «Подружки». Дмитрий Фалеев так характеризует его картины: «Всё это сделано тонко и мужественно, без зауми, без эстетства, без ложнопатриотических или спекулятивных настроений. За аскетичной линией карандаша хорошему художнику трудно спрятаться, особенно если есть что сказать от сердца. Рисунки Александра Мучкаева не про «потерянную» или «утраченную Россию», а про Россию настоящую. Он не пишет никаких пророков и апостолов, князей или олигархов, а пишет он «деревенских детей» и «наших бабушек». Такой и останется Святая Русь».
Приятно было снова «встретиться» и с Ксенией Демьяненко на страницах «Города художников». «Она «предметница», бытописатель, однако быт ее не заедает, – пишет о работах художника автор альбома. – Наоборот – ей нравится вычерчивать всякие завитушки, детальки, подробности мебели, интерьер и экстерьер, то есть некую обстановку, которая у Ксении сюжетна и повествовательна, и не беда, что действуют в ней не Печорин или Ленский, не Мастер и Маргарита, а пластиковые канистры с питьевой водой или газовая плита. Впрочем, люди тоже (а чаще всякие зверушки и люди вместе) попадаются ей на крючок карандаша».
А вот Анастасия Соловьёва «пишет эффектно, динамично, свежо. В ее работах усилен элемент дизайна, элемент рекламы. <...> Цвета у нее, как правило, яркие, мотивы «знаковые», пейзажи незаимствованные из чужого репертуара, и их открыточность – в данном случае и на данном этапе – не слабость, а сила».
Интересно описывает Дмитрий Фалеев и особенности творчества живописца Валерия Берегова: «Он оптимист. В его работах, несмотря на «голимый реализм» (как он в шутку характеризует свое направление), есть здоровое фольклорное начало, особенно живо проглядывающее в этюдах, где Берегов не лезет ни в «салонность», ни в «монументалку», а говорит от самого себя, а точнее, говорит от лица большинства – ведь русский человек в массе своей именно так и смотрит на натуру, на порядок вещей, где-то по-маниловски его приукрашивая, орнаментируя, немного легкомысленно, немного ярмарочно, однако парадоксально не отрываясь при этом от правды жизни. И именно такую он ждет
картину! А Берегов такую картину пишет. Такая у нас традиция, такое зрение; такое «лето» с подсолнухами и садовыми ромашками, такая «зимушка-зима» и «потолок ледяной, дверь скрипучая» (как в песне поется) и такой у нас Берегов».
«Время покажет»
На страницах альбома автор не только сам говорит с читателем, но и дает возможность художникам высказаться. Например, о «хорошей картине». Для каждого мастера, как оказалось, это что-то свое. «Для меня это как дом со множеством комнат, – делится Татьяна Комшилова. – Смотришь на неё, и всё вроде просто, всё очевидно: пейзаж, натюрморт, – а на самом деле там столько тайников может открыться, такая философия, трепет внутренний». А Андрей Беляев подмечает: «Хорошая картина – это когда зритель смотрит и видит, как мир прекрасен и таинственен». «Время в конечном счете показывает, какая картина хорошая, а какая нет», – пишет Александр Климохин.