Нетипичный Фаберже

Пасхальные украшения, сделанные искусным ювелиром Российского Императорского дома, ценятся во всем мире. И не только они. Практически любая работа Карла Фаберже представляет интерес для музеев. Одна из них есть и в Иванове. Она хранится в «Золотой кладовой» музея промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина.
Речь о серебряном ковше, украшенном аметистами. Вспомнили о нем мы не случайно. В конце января ювелиру с французскими корнями, прославившему нашу страну, исполнилось бы сто семьдесят лет. И к этой дате в областной библиотеке для детей и юношества провели книжно-иллюстративную выставку «Ювелир Императорского дома». Издания, посвященные жизни и творчеству Карла Фаберже, открывают много интересных сведений о семейной фирме и династии ювелиров. Но одних книг для ценителей работ известного мастера, конечно, недостаточно. Хочется увидеть его произведения. И такую возможность дает Бурылинский музей, в котором есть кладовая драгоценностей.
Под силу богатырю
Среди более полутысячи предметов из драгоценных металлов есть ковш из серебра, весом более трех килограммов. Он изготовлен в начале прошлого века, но имеет форму древнерусского сосуда для питья ладьевидной формы. Такие сосуды называли скопкорями. Стилизовали их под голову и хвост птицы (чаще всего утицы) или лошади. Делали их из дерева, реже из металла, украшали росписью или резьбой.
Из такого ковша пили хмельные напитки на пирах. Экспонат, хранящийся в Иванове, можно назвать богатырским. Не только по весу и объему (вмещает он пять литров), но и потому, что украшен профилями былинных героев. Аметисты, которыми также украшен сосуд, не относятся к дорогим камням, но в данном случае важно их обрядовое значение – по преданиям, они приносили удачу и защищали от магии и болезней. А еще охраняли от... опьянения.
Обращение к народным традициям - фирменный стиль дома Фаберже. В своих работах, посвященных истории драгоценных экспонатов, сотрудники музея промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина отмечают, что произведения прославленного ювелира впитали национальное своеобразие русского золотого и серебряного дела, имеющего многовековые традиции. В то же время работы Фаберже отличаются художественной оригинальностью.
«Во второй половине XIX и начале ХХ века усиление интереса к древнерусскому искусству, его традициям приводит к тому, что в ювелирном деле все чаще обращаются к формам давно вышедших из употребления предметов национальной культуры – ковшам, братинам, чашам и т. п. Подобные предметы создаются в качестве декоративных сосудов, призов, подарков и подносных предметов», - пишет в статье «Работы фирмы Фаберже в фондовом собрании музея» Игорь Лисенков.
Известно, что ковш предназначался в качестве подарка правлению товарищества Иваново-Вознесенской ткацкой мануфактуры от торгового дома «Л. Кноп», который был основан бароном Людвигом Кнопом. В 1839 году он приезжает в Россию как торговый представитель английской фирмы Де Джерси, поставлявшей английскую пряжу на российский рынок. Его торговый дом, имевший отделения в Москве, Санкт-Петербурге и Андижане, осуществлял поставки хлопка, текстильного оборудования, в том числе и в Иваново-Вознесенск.
МИЛЛИОНЫ ЗА КОВШЕсли перевести датские кроны в рубли, то за столетний серебряный ковш работы Фаберже, которым владел один из крупнейших магнатов Копенгагена, на аукционе отдали более четырнадцати миллионов рублей. И он оказался дороже всей коллекции бизнесмена, включавшей чайный сервиз с позолотой, столовые приборы, соусницы в стиле рококо французской и британской работы, большинство из которых были куплены на лондонском «Сотбис» и в датских антикварных магазинах.
Бурылин сокровищем не владел
К основателю музея ковш Фаберже отношения не имел. Его передал в коллекцию в первые годы советской власти губернский финансовый отдел. В той же «Золотой кладовой» есть еще одна работа Фаберже. Нетипичная для ювелира. Это нагрудный знак «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям». А в запасниках музея хранится рюмка с клеймом императорского ювелира. В музее отмечают, что фирма Фаберже выпускала не только высокохудожественные ювелирные и подарочные изделия, но и предметы бытового обихода. Одним из таких образцов является серебряная рюмка, изготовленная в 1895 году. Этот предмет по уровню художественного исполнения существенно отличается от ковша простотой и традиционностью форм. Нагрудный знак, о котором мы упомянули, также не принадлежал Дмитрию Геннадьевичу Бурылину. Имя владельца полностью стерто. Этот экспонат поступил в фонды музея полвека назад от частного лица. По легенде, знак был найден на чердаке дома принадлежавшего некому Горносталеву.
Самые читаемые статьи

Доходы ивановских вузов могут сократиться почти на миллиард
Где больше всего своекоштных студентов

Танцы, которые воспитывают
В ансамбле «Иберия» занимаются молодые люди самых разных национальностей

40 лет перестройке
Что происходило в стране: взгляд спустя время

"Медные трубы - 2025" отгремели в Иванове
Названы победители