Богатырские кони

Понятия гаврилово-посадкой игрушки нет. В глиняных фигурках угадываются одновременно черты, характерные и для дымковской, и для каргопольской, и для филимоновской игрушек. Однако коней, вылепленных местными умельцами, не спутаешь ни с какими другими. Это ведь богатырская порода.
Кажется, что только тяжеловозу под силу нести воина во всех его доспехах. Трудно представить былинных героев на тонконогих скакунах. Нет у них такой мощи, какой славится порода, известная в Гавриловом Посаде. Вот и в глиняной игрушке, которую лепят для ребятишек, главное - не изящество, а мощь. «Ноги у коня мощные, фигура получается приземистая», - объясняет деткам гаврилово-посадкий мастер по глиняной лепке Эльвира Парфенова.
Она давала открытое занятие в областном координационно-методическом центре культуры и творчества на Неделе ремесел. Здесь я впервые и увидел эти удивительные игрушки. Мальчишки лепили фигурки смело. Конь получился именно богатырским. Былинным...
В студии глиняной игрушки, действующей в центре русского народного творчества Гаврилова Посада, дети узнают, как подготовить глину, а уже готовое изделие - к обжигу, знакомятся со способами лепки и декорирования, изучают процесс обжига глиняного изделия в муфельной печи. Первой игрушкой, как правило, становится конь. На его примере ученики постигают азы пластики. На фигурку тяжеловоза уйдет всего пятнадцать минут и совсем немножко глины. Сначала делается овальное туловище и голова, потом - цилиндрическая шея и ноги. Скатать такие детали в руках нетрудно, если не забывать о пропорциях скакуна.
Владимирцев легко узнать в числе других тяжеловозов. Их основная масть - гнедая, реже вороная или рыжая. У них большая голова. Шея мускулистая, грудь широкая. Грива нарядная и волнистая. Хвост длинный и густой, а на ногах есть «перья». Ноги у них нередко белые, что делает лошадь нарядной и, как говорят специалисты, почти игрушечной. По крайней мере такой она кажется издали. И дети стараются это сходство передать в своей работе.
Конь для Гаврилова Посада - символ особый. На герб перекочевал его профиль с флюгера знаменитого конезавода, который упоминается в писцовых книгах начала семнадцатого века. Тогда он назывался Гавриловская конюшня и занимал первое место среди всех дворцовых конных заводов. К слову, замечательно получаются у ребят не только кони, но и декоративные пластины, бусы, колокольчики, подвески, вазочки, солонки, сувениры. Есть и коллективные панно. Кроме глиняной игрушки в центре есть студии ручного ткачества, росписи и резьбы по дереву, художественной вышивки, кружевоплетения, лоскутной мозаики, берестоплетения и поделок из соломки. Кроме того, центр известен оркестром русских народных инструментов, драматической и фольклорной студиями.
Центр русского народного творчества появился больше двадцати лет назад в рамках программы сохранения и возрождения русской национальной культуры. Основной его целью, как говорят наставники талантливых детей, стало возрождение ремесел и промыслов, семейных традиций, поиск народных умельцев. Учреждение уникально тем, что в нем не только занимаются возрождением забытых народных ремесел и промыслов, но и стараются сохранить и приумножить в целом народное творчество. Местом для занятий стали старинные купеческие особняки.
Самые читаемые статьи

Штраф за поцелуи
Взаимные эмоции в общественных местах под запретом?

Дом Советов меняет фасады
Но сохраняет историческую цитату

Допобразование: частное vs муниципальное
Как должен выглядеть образовательный центр

С понедельника начнётся отопительный сезон
Теплоноситель начнет подаваться одновременно в жилые дома и социальные объекты