1 сентября 2004 года боевики захватили школу № 1 в городе Беслан
Ивановские гимназисты получили награду на Всероссийском конкурсе за проект о географической уникальности города
Она преодолела дистанцию в 21,1 км за 1 час 45 минут 39 секунд
 Доступ в Интернет по беспроводной сети реализован в восьми вузах и четырех колледжах в областном центре
Пациентка отметила не только высочайший профессионализм, но и невероятно чуткое, внимательное и человеческое отношение всего коллектива
Новые Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
Спектакль, который заставляет думать

Власть над другими - главное испытание на человечность. В тех или иных обстоятельствах мы оказываемся зависимыми: от продавца в магазине, от чиновника, начальника, преподавателя. А иной раз и сами обретаем власть - над домашними животными, детьми, подчиненными. Вот тут и раскрывается наша суть.

«Прикинь, что ты - Бог» - спектакль по произведениям современного румынского писателя и драматурга Матея Вишнека на сцене Театра им. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. 12 коротких новелл, объединенных одной темой - человек, наделенный властью. Но власть эта условна и достигается не личными лидерскими качествами, а обстоятельствами, в которых в данный момент оказываются герои автора.

В «Снайперах» превосходство над другими обусловлено наличием  в руках винтовки. Более опытный убийца учит молодого выбрать правильный момент и нажать на курок. Но ученик не может и не хочет лишать жизни просто так, да и есть ли оправдание убийству?

- Вот хороший момент! Стреляй! - говорит опытный снайпер.

- Но в чем провинилась эта старушка? А этот человек еще слишком молод. Но тот, другой, еще не перешел дорогу. Нет, он еще хочет зайти в магазин. Разве можно убивать человека, если он еще не зашел в магазин? Словом, герою не суждено было стать убийцей, и он им не стал. Сценка заканчивается перечислением тех важных мелочей, когда ни в коем случае нельзя обрывать человеческую жизнь.  В сущности, из них, мелочей, и складывается наше существование и каждая из них может стать последней.

Сценка «Кто еще хочет счет?» очень узнаваема. Наверняка она хоть раз случалась в жизни каждого из нас, особенно тех, кто родился в Советском Союзе. Привокзальное кафе. Официантка. Единственная на точку общепита. Поэтому выбора у посетителей нет - больше обслужить некому. «Кому счет, кому соль, кому суп? А больше ничего не надо? Ах, не хотите ждать? Вас никто не держит». Словом, барышня не стесняется в выражениях и поступках. Она знает: у посетителей нет выбора - очевидно, что и кафе единственное на всю округу. Казалось бы, женщина получает удовольствие от этой власти. Но итог сценки таков: она глубоко несчастна и одинока. Появившийся мужчина - хорошо знакомый и, очевидно, любимый меняет ее отношение к окружающему миру. Теперь она сама готова принести, отдать, услужить, сделать все, чтобы другим было хорошо.

Интересное решение режиссера в том, что это моноспектакль, - на сцене нет никого, кроме главной героини. Все другие участники сценки воображаемые, и внимание зрителя концентрируются на ее эмоциональном фоне.

«Эта страна, блин, тобой дорожит» - рассказ об унижении. Сделать звонок родным, чувствуется, очень важный для осужденной, заставляет женщину просить, выпрашивать, идти на унижение. Надзирательница, кажется, получает удовольствие от зависимости, в которой оказался человек. Она заставляет просить еще и еще, повторять то, что сказано уже неоднократно. Итог сценки таков: телефон-автомат неисправен… Финал был предопределен. Заключенная придет завтра, и снова будет просить и, очевидно, снова безрезультатно.

Один из самых ярких фрагментов спектакля - новелла «Погодите, вот спадет жара». Беженка с маленьким сыном целый год ждет разрешения пересечь границу. Ее жизненная трагедия никого не трогает: бюрократические проволочки оказываются сильней и страшней. Пронзительный и эмоциональный монолог молодой женщины насквозь проникнут антивоенными настроениями. На все казенные вопросы анкеты она отвечает фразами в духе «Моя национальность - это птицы, их не останавливают на границе». Выжить в агонии гражданской войны, чтобы затем умереть из-за последствий бумажной волокиты - это ли не самое страшное?

«Того и гляди дождемся дня, когда собаки тысячами полезут из моря» - история о братьях наших меньших. Для собаки хозяин - Бог без изъяна и недостатков. Даже когда хозяин откровенный негодяй. Впрочем, в данной сценке зависимость обоюдная. Хозяин  слеп, собака - поводырь. Вместе они вынуждены просить милостыню, чтобы выжить.

И совершенно невероятный финальный монолог от имени Иисуса, ставящий точку в спектакле. «У меня ничего не болело, и я ждал смерти» - так называется эта заключительная часть. Пробирающий до дрожи текст читается с листа нарочито будничным, отстраненным и небрежным тоном. Ощущения Христа с момента распятия и до бесконечности. Он ждал смерти, а она все не наступала. Он хотел покоя и погребения, а люди возвели вокруг его тела храм и начали поклонение. «Я не мог понять, почему все эти люди молятся о моем воскрешении, если я еще не умер», - говорит Иисус. И эта мысль заставляет нас пересмотреть свое отношение к религии и вере.

 «Прикинь, что ты - Бог» - премьера. Спектакль будет идти в новом театральном сезоне в драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Но ивановцы могут посмотреть запись в сети Интернет, либо прочитать произведения Матея Вишнека, по которым сделана постановка.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Слова благодарности доброй женщине 

Казахский лейтенант и спасшая его вичугская ткачиха

Архитектор, который оказался настоящим художником

Сегодня увидеть его картины можно в доме у сына – Владимира Менде

Александр Шаботинский поздравил школьников с Днем знаний

Глава областного центра 1 сентября посетил ряд ивановских школ, где принял участие в торжественных линейках по случаю праздника

Все ли сядут за парты

Настораживающая статистика к 1 сентября

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам