Страус голову в песок не прячет

Дорога к диковинным птицам, которые живут в селе Введенье Шуйского района, долго петляет. Заканчивается асфальт, и начинается тряский участок пути. По бетонным плитам машина идет как по рельсам. А вокруг пышно разросшийся борщевик высотой с человеческий рост (за ним купола храмов не сразу и заметишь) и полуразрушенные постройки бывшей фермы. Теперь тут разводят страусов, о чем возвещает веселый знак с колоритной птицей в красном треугольнике.
За воротами «Шартомского страуса» - оазис, обихоженная территория хозяйства с клумбами и газонами, симпатичными хозяйственными постройками и огромная металлическая скульптура африканской птицы. Руководитель туристско-фермерского хозяйства Наталья Белоусова приветливо встречает переписчика Дарью Найденову, сотрудников Ивановостата и нас, журналистов. С порога начинает экскурсию. Дело это для нее привычное, ведь каждый день посмотреть на страусов приезжают не один десяток человек. Туристы едут по отдельности и группами. За год посещают ферму не меньше шести тысяч человек.
«Семь лет назад, когда мы начали строительство, на этом месте тоже рос только борщевик. Не было ни воды, ни электричества, а теперь наши страусы пьют артезианскую воду с глубины более ста метров, поэтому они такие большие и сильные вырастают», - рассказывает Наталья.
Сейчас страусов девятнадцать. В основном черных африканских. Австралийских эму всего два. Эту информацию переписчик заносит в опросные листы. К слову, по данным прошлой Всероссийской переписи, страусов в нашем регионе не было. Наемный труд, что тоже интересует сотрудников статистики, на ферме используется. Со всеми делами здесь, к всеобщему удивлению, управляются три человека. Наталья поясняет, что, планируя с партнером организацию нового хозяйства, рассматривала различные направления животноводства в Ивановской области: «Выбрали страусов, потому что это неприхотливые птицы с хорошим иммунитетом, и им не требуется много работников для ухода». В вольер вообще никто не входит. Это опасно для жизни, ведь сила удара страусиной ногой равна тридцати килограммам на квадратный сантиметр. Опирается страус всего на два пальца.
У вольера мы слышим звук, похожий на барабанный стук. Это самочки страуса. Голос самцов похож на свирель. Разглядывая почти трехметровых африканских птиц (австралийские эму на метр ниже и кажутся пушистыми), мы старались их не напугать. Наталья словно предчувствовала наш вопрос: прячут ли страусы голову в песок? Говорит, что это миф и не более того.
«Страусы ничего никуда не прячут, - говорит она и с улыбкой поясняет, что за все время существования фермы ни одной дырки в земле они не нашли. - Страусы не подпускают к себе близко. Издалека, действительно, может показаться, что птица, наклонив голову, спрятал ее в песок. На самом деле у страусов прекрасное зрение и слух - могут видеть на расстоянии четырех километров. Кстати, они очень любят щипать траву, а низко наклонив голову, могут даже мышку съесть или маленькую ящерку. При этом может показаться, что птица зарыла голову».
Удивительные факты на этом не заканчиваются. Оказывается, у страусов очень короткая память, хуже, чем девичья. «Несмотря на красивый и умный взгляд, птица запоминает только то, что было на протяжении двадцати секунд. По крайней мере, так указывают в литературных источниках, и этому стоит верить. На нашей ферме как-то повздорили не на жизнь, а на смерть два самца и один, сломав перегородку, внезапно забыл, зачем рвался к сопернику, - рассказывает хозяйка фермы. - Такая короткая память не позволяет приручать и дрессировать птиц».
Зато, по словам Натальи, страусы живут очень долго, потому что не помнят зла и не нервничают: «Это все миф, что страус пугливая птица. Страусы живут по семьдесят лет, причем сорок из них могут откладывать яйца».
Весят они почти килограмм, иногда и больше двух. В сувенирной лавке Наталья показывает скорлупу огромного яйца, из которого получается омлет на десять человек, и объясняет: для того чтобы его вскрыть, понадобится дрель. Страусиное яйцо - это не только вкусный омлет, но и целое шоу по его приготовлению. Дрелью делают отверстия по сантиметру диаметром с двух сторон. Выдувают или вытрясают содержимое. Фермеры надеются со временем открыть ресторан, в котором можно будет попробовать и яичницу, и блюда из диетического мяса. Оно у страуса очень нежное, но годится только то, что на ногах. Это всего тридцать килограммов от общего веса в сто пятьдесят. Популярностью пользуются и косметика на основе страусиного жира, страусиная кожа, перо.
Ферма, к слову, открыта для туристов круглый год. Птицам не страшен даже самый сильный мороз. «В минус двадцать градусов они гуляют, и на фоне снега выглядит это очень необычно, - говорит Наталья Белоусова. - Дело в том, что нервных окончаний в ногах у страусов мало, что позволяет им жить в нашей полосе. В африканской саванне, хочу отметить, перепады температур тоже очень высокие. Днем может быть до шестидесяти градусов тепла, а ночью минусовая температура».
У австралийских эму, которые на ферме появились случайно (птиц взяли у женщины, которая купила их для забавы, но не смогла содержать, когда они выросли), есть генетическая память. «Несмотря на то что эму родились уже в нашей полосе, яйца они продолжают нести в зимний период, поскольку в это время в Австралии лето. Они чувствуют лето даже нашей зимой», - рассказывают нам.
Взрослые страусы готовы к этим перепадам. А вот птенцам, которые появляются в конце лета (они полуторакилограммовые, ростом всего пятнадцать сантиметров), в первый год жизни важно тепло. И с этим большая проблема. «Газа на территории хозяйства нет, - рассказывает сотрудникам Ивановостата о своих проблемах Наталья Белоусова. - Ближайшая топливная ветка почти в километре от нас. Нужно три миллиона, чтобы подвести газ».
Отсутствие газа тормозит и развитие туризма. Изначально проект был исключительно фермерским, но спустя какое-то время ферма стала интересна и туристам. «Сначала приезжали всего несколько человек, затем мы стали работать с турфирмами. Сейчас их двадцать. Основные посетители - это первоклассники. Для них у нас разработана интересная часовая программа. Здесь проводят познавательные викторины, детям очень нравится», - говорит хозяйка.
Китайские шелковые курочки, нубийские козы, пятнистые олени...
На ферме «Шартомский страус» можно увидеть и другую экзотику. Здесь разводят китайских шелковых кур. Одна из них, кстати, высидела цыпленка из яйца обычной курицы. А в этом году в одном из хозяйств Кинешемского района недавно хотят развести молочных овец и коз зааненской и нубийской породы. Их привезут из Нидерландов.
«В прошлой Всероссийской переписи было десять тысяч перепелов, а также цесарки. Страусов еще не разводили. Они были во Владимирской области. А у нас насчитали тогда восемь пятнистых оленей. Их разводили охотхозяйства», - говорит заместитель руководителя Ивановостата Ольга Гусева. Жаль, что с появлением экзотики постепенно исчезают традиционные породы. Мало кто держит крупный рогатый скот. Разве что бычка на откорм...
Дыни, арбузы, абрикосы, фундук...
Встречается и огородная экзотика. Бахчевые сажают в качестве эксперимента в теплицах частных домохозяйств. «Арбузы и дыни растут в тепличных условиях Шуйского района, но в нашем регионе переписчики их не учитывают», - отмечает районный уполномоченный по вопросам проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи Александр Морозов. По его словам, хороший урожай в этом году у тех, кто растит виноград. В Кинешемском районе интересно хозяйство женщины-агронома из Ласкаринского сельского поселения. Профессии она училась в Плесском сельхозтехникуме. Добраться до хозяйства можно на пароме, оно на другом берегу Волги. На каждом сантиметре земли агронома что-то растет: кроме яблонь, груш и слив она выращивает и виноград, барбарис, актинидию, жимолость.
Самые читаемые статьи

Ивановские больницы ощущают кадровый голод
Регион нуждается во врачах, несмотря на выпуск сотен специалистов

Есть древо об четыре дела
Что растет на ивановских улицах, какие от этого польза и вред

Современная ивановская «набойка»
Мнения «за» и «против», интервью с тату-мастерами

Cтартовал прием детей в организации допобразования
Набор открыт в 116 учреждений: 50 – в сфере образования, 34 – культуры, 18 – спорта