Студентка Ивановского колледжа культуры стала «серебряным» призёром чемпионата «Профессионалы»
Более 33 тысяч детей региона смогут отдохнуть и укрепить здоровье
В городе Иванове и в Ивановской области состоятся сразу пять интересных событий
Промывка сетей водоснабжения - действенная мера для повышения качества водопроводной воды
День рождения отметила Вера Алексеевна Белякова
О том, как художник лаковой миниатюры стал клинковщиком-реставратором

Не так давно читатели газеты уже совершали экскурсию в полную загадок кузнечную мастерскую. Действительно, в последнее время профессия кузнеца стала очень популярной. Кованые изделия, будь то ограды или скамейки, всегда в моде.

Но есть мастера, которые возвели кузнечное дело в культ. И своим мастерством они возвращают из прошлого то, что казалось утраченным. О таком удивительном человеке - кузнеце-клинковщике Александре Горбатове - мы и хотим вам рассказать: по старинным эскизам он может восстановить и традиционные русские ножи, и мечи самураев. Многое знает и о булате, знаменитой дамасской стали.

Кисть заменил молот

На одной из центральных улиц Палеха расположен двух-этажный кирпичный дом, с виду ничем не примечательный, но за самым обычным забором находится кузня, которую самостоятельно оборудовал наш герой. По образованию он художник, учился писать иконы и лаковую миниатюру, а кузнечное дело стало для него сначала интересным увлечением, а затем делом всей жизни.

Началось все с интереса к миру клинкового оружия, появилось желание вручную сделать нож. Первые попытки начинающего кузнеца были предприняты в бане. Открытого огня было достаточно, чтобы прогреть металл и начать работать. Чуть позже появился первый горн, поддувом тогда служил пылесос. Теперь же у мастера есть и профессиональный горн, и электроподдув, и весь необходимый инструмент. А также большой багаж знаний, без которого в этом деле никуда. От полной реконструкции кожаных мехов и горна, восстановить которые помогли бы результаты археологических исследований, палешанин со временем отказался, но сохранил главные принципы, которые работают на качество будущего клинка.

Докопаться до истины

Интерес к технологии изготовления ножей неминуемо привел Александра к размышлениям о том, каким же был настоящий русский нож. Ответ на этот вопрос он попытался получить при изучении финно-угорской культуры, которая тесно связана с нашим регионом. Наш герой долго изучал археологические находки, сам участвовал в раскопках, чтобы докопаться до истины. Александр делал обмеры ножей и выяснял, какие формы и размеры были у нас ходовыми в старину.

Смотрел он, по какой технологической схеме сделан клинок. Почти десять лет потребовалось ему, чтобы полностью понять принцип и характер процесса ковки старинного оружия, набить в этом руку. Александр узнал, что ножей у нашего народа очень много. Удивило его при этом то, что о клинках других стран известно очень много, а вот о русском ноже информации практически нет. Такие искания привели увлеченного кузнеца в шуйскую археологическую экспедицию. Ее руководитель Владимир Несмиян поясняет, что по итогам раскопок можно сделать те же самые предметы, что и в древности, из современных материалов, но по той же технологии, как делали раньше.

Реконструировать можно все, начиная от глиняных горшков и заканчивая предметами из цветного металла: женски-ми украшениями и оружием. "Саша Горбатов после одной из экспедиций увлекся ковкой металла. Он исследовал находки 11-12 веков и делал такие же ножи, с применением трехслойной ковки", - хвастается успехами ученика Владимир Несмиян.

Традиция, идущая из каменного века

Тщательно исследовав все находки, сделанные на территории области, и исторические документы, Александр выяснил, какими на самом деле были первые русские ножи, как менялся из века в век их внешний вид и принцип изготовления:

"Вначале от традиционных дьяковских ножей сохранялась форма, - поясняет нюансы Александр Горбатов. - Это отсутствие уступа у клинка с верх-ней части, где обушок плавно переходил в хвостовик и был небольшой горбик на клинке. Параллельно ходил второй тип - серповидных ножей. Эта форма горбатых ножей отражена в форме финских ножей. Есть даже образец с памятников Ивановской области - кремневый, из каменного века точно такой же формы. То есть это прямая традиция".

А уже с восьмого-девятого веков идет влияние шведского стереотипа, а в 12-м веке произошел коренной перелом: изменилась пропорция сечения клинка, он стал шире. Еще два века спустя у клинка появляется вздернутый кончик, похожий на современные норвежские ножи. Позже в ножевой культуре сильно чувствовалось влияние европейских стран. "К сожалению, нашей традиционной ножевой культуры оставалось все меньше и меньше", - говорит мастер.

Терпение и труд

Такие глубокие познания в столь узкой области после нелегкого пути проб и ошибок позволили Александру заниматься реконструкцией клинков разных стран и времен. Одна из последних серьезных работ кузнеца - традиционный японский меч вакидзаси, который мастер делал на заказ. На его изготовление ушло почти полгода. Клинок выполнен по технологии низкотемпературной механической обработки, которая позволяет добиться высокого качества стали. Заготовку для будущего меча разогревали до 760 градусов и осаживали 135 раз! Причем использовался инструмент только с острым бойком, хотя в промышленной ковке применяется плоский. Готовый клинок успешно прошел испытание на прочность.

"Если взять кузнецов, которые работают по художественной ковке, и показать им, как я работаю, они покрутят пальцем у виска, - говорит Александр. - Им было бы абсолютно непонятно, почему я делаю так. Но именно таким образом можно добиться высокого качества. Есть еще один простой секрет. Разогревать металл лучше всего на древесном угле, так как в нем низкое содержание серы, которая вызывает преждевременное ржавление стали".

Художник, но по металлу

Увлекшись тонкостями и премудростями кузнечного дела, Александр Горбатов практически оставил кисть. Его наставник - заслуженный работник культуры, преподаватель Палехского художественного училища Владимир Булдаков радуется успехам своего выпускника: "Я приветствую таких творческих неравнодушных людей. Радостно, что он нашел свое любимое дело. Я знаю, что Александр и иконы иногда пишет. Это художник, который не просто в одном каком-то направлении работает. Ценно то, что он не учился кузнечному делу, а самостоятельно все постигал, сам всего добивался, стал художником по металлу. Есть у меня и другие ученики, которые необязательно палехом занимаются. Полина Кукулиева, например, тоже моя выпускница, пишет акварелью. Она тоже нашла свое дело. Это самое главное: вырастить неравнодушных и увлекающихся людей, профессионалов".

От отца - к сыну

Интерес к работе с металлом от Александра передался к пятилетнему сыну Арсению. При нас они, к примеру, вместе ковали ключ. Мальчишка действует как молотобоец. Есть у него и свой детский нож (в древности это было нормой), делать который вместе с отцом начали с отрисовки ладони. Исходя их этих параметров был определен размер рукояти и клинка. "Арсению очень нравились шведские ножи с красными рукоятями, - поясняет Александр, - и мы решили сделать традиционный русский нож - финку, которая полностью отражает ножевую русскую традицию конца 19 - начала 20 века. На клинке два клейма, одно ставил я, другое Арсений, потому что ковали мы вместе".

Сейчас в арсенале мастера не только ножи, но и мечи, топоры, наконечники копий и даже фрагмент кольчужного плетения, который Александр Горбатов считает своим достижением в кузнечном деле. Он сделал полную реконструкцию фрагмента кольчуги: половина колец была кузнечной сваркой соединена, а другая - клепанная. "Непросто такой толщины проволоку сварить с нахлестом и не пережечь, сделать прочный кузнечный шов", - поясняет мастер.

Дамасская сталь и булат

Александр Горбатов откровенно признается, что индустриальная эпоха увела нас в сторону от возможности достигать высот в клинковом искусстве. Теперь приходится возвращаться к истокам. Далеко не все современные мастера признают, что делать надо все по-другому, что много веков назад этот процесс был гораздо дольше и сложнее.

Своим негласным учителем Александр Горбатов считает Виктора Кузнецова: "Именно он открыл для меня ножепроизводство с другой стороны, в корне изменились и принцип моей работы, и все взгляды на этот процесс. Наука не может дать ответ, что же происходит со сталью во время такой искусной ковки: уплотнение металла не наблюдается, а такие параметры, как вязкость, прочность и упругость, резко увеличиваются, и повышается рез, который является критерием оценки режущего клинкового инструмента".

Для оценки этой способности берут канат, кладут на весы и выполняют определенное количество резов. Когда усилие будет превышать 18 килограммов, нож выбывает: он затупился. Палехский мастер покупает самую качественную европейскую сталь, проковывает ее по своему методу и в три раза повышает ее режущие свойства.

Александр признается, что изначально было желание сделать всемирно известный дамаск, а на следующем этапе - булат. Секретов тут, оказывается, не так много, как говорят. Но требуется большой опыт и терпение. По сути, это два похожих способа получения высокоугелродистой, структурно неоднородной стали. Примечательна она внешне своим удивительными узорами, появляющимися от ковки. Палехский мастер их пока не повторил, но что-то похожее уже видно.

Увлечение ножевой культурой привело его к тому, что он занялся не только работой с металлом, но и изготовлением рукоятей. В основном из дерева, иногда из кости. К каждому клинку мастер также изготавливает ножны. Пришлось освоить и азы работы с кожей, чтобы не обращаться постоянно за помощью к специалистам.

Откроем еще один секрет: огонь в горне палехского мастера горит не только для того, чтобы ковать. Перед началом работы Александр всегда ставит большой, почерневший от копоти чайник, в котором заваривает удивительный чай. Потчует им и гостей. Рецептом напитка мы еще поделимся с вами в одном из выпусков "Домашней тетради".

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

От кризиса едем слишком медленно

Автопарк ивановцев стареет и требует частого ремонта

Красотка-военкор

Что запомнилось в опасной командировке 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам