Плата за счастье
«Это мы удачно попали: скидка на вино и шампанское! Надо непременно купить: выпьем. Или подарим кому-нибудь. И в четверг нужно будет обязательно зайти в магазин. Обещают скидку на мороженое 30%», - обращается к супругу в гипермаркете женщина средних лет. Ее тележка доверху заполнена продуктами. И где-то в самом низу виднеются две бутылки шампанского.
Почему мы стали чаще ходить в магазины? Чем вызван повышенный спрос на продукты и вещи по распродажам? Какие ловушки расставляют для нас торговые сети для подогрева покупательского «аппетита»? Мы пообщались с правозащитниками, работающими в сфере защиты прав потребителей, и с их помощью составили рекомендации для всех, кто ходит в магазин. Надеемся, они станут полезным практическим пособием.
В капкане распродаж
Для начала вспомним, когда и зачем в последний раз мы ходили в магазин. Например, на днях я пошла за свежей молочной продукцией для детей и за хлебом, а принесла несколько килограммов конфет, огурцов сомнительного качества (это я уже обнаружила дома) и три банки тушенки, которую в нашей семье никто и никогда не ест. Эти товары были по скидке, лежали на самых видных, красиво оформленных витринах, где скопились покупатели. Была очередь! Как не посмотреть, что там такое? Одним словом, не купить товары по красным ценникам было просто преступлением.
Впрочем, у меня была возможность выложить товар, который, по сути, я купила «за компанию» с другими посетителями гипермаркета, также глупо поддавшимися на эффектный маркетинговый ход магазина. Вместо запланированных 500 рублей я потратила 1500. Но даже перерасход в тысячу рублей не остановил меня при оплате на кассе, где часть товара я могла просто выложить. Более того, я была безумно счастлива, что очень дешево купила сразу несколько продуктов. А то, что попала в умело расставленную ловушку торговой сети, я поняла лишь дома, спустя несколько часов.
Скидки и акции – это давно практикуемый, агрессивный, но очень действенный прием торговых сетей. Если хотите, средство № 1 для того, чтобы побудить покупателей расстаться со своими накоплениями, говорят защитники прав потребителей. Он приводит в действие хватательный рефлекс. А тот, в свою очередь, активизирует цепную реакцию. Судорожно «урвали» акционные огурцы несколько покупателей – то же самое автоматически делают и другие. Процесс пошел!
Продавцы этот процесс характеризуют так: «Всё смели с прилавков». Ключевое слово здесь «Всё», а не то, что действительно нужно конкретному посетителю магазина. Да и выгода от таких покупок весьма сомнительная. Сначала торговая сеть цену увеличит, а потом по скидке снизит.
Некоторые торговые сети разрабатывают так называемый календарь скидок, завлекая снижением цены на конкретные товары и продукты на 30, 40, 50%! В эти дни покупатели стараются прийти в магазин. Объем продаж растет. Скидки окупают себя.
Завлечение угощением
«Смотрите, там что-то вкусное. Может, тортик выложили или салат? Надо попробовать!» - обращается к родителям подросток, показывая на вывеску «Дегустация». Семья спешит к небольшому столику с пластиковыми стаканчиками, а ее уже опережают другие покупатели. Угощения действительно достойные: мясной салат, рыба под соусом и клюквенный морс.
Фигурально выражаясь, если распродажи – это кнут, активно и умело подстегивающий покупателей к тратам, то дегустации, презентация продукции какой-либо компании – это пряник. Это широкий щедрый жест в сторону посетителя, который из чувства благодарности что-нибудь лишнее, да и купит в магазине.
Расчет и на создание приподнятого настроения у посетителей. Достигается такой эффект за счет определенной музыки, звучащей в магазине, и за счет определенных запахов: свежего хлеба, ванили, кофе. Дипломированные специалисты отвечают за грамотную расстановку витрин и продуктов на них. Это тоже целое искусство. Например, мало продаваемые продукты ставят на полки на уровне глаз покупателя, чтобы взгляд «цеплял» эти товары.
Вместе с продуктами многие торговые сети сегодня продают нам и эмоции. Точнее, мы сами придаем посещению магазина какой-то сакральный смысл. За хорошим настроением, за радостью и счастьем мы спешим в магазин после напряженного рабочего дня. Набираем тележку продуктов, которыми будем наслаждаться вечером в комнате у телевизора, заедая стресс и негатив, правда?
Психолог Марина Силина говорит, что многие из наших покупок, особенно перед семейными или общеизвестными праздниками, мы совершаем под действием эмоций. Это импульсивные покупки. Эх, если бы не наши эмоции, ненужных вещей дома было бы гораздо меньше, а сбережения целее и талия тоньше.
Памятка «Умные покупки»
1.Напишите список необходимых вам продуктов. Он может быть в бумажном варианте или в электронном, например, в заметках сотового телефона. В магазине четко придерживайтесь его. Да, это непросто, ведь кругом яркие ценники, ароматный запах свежеиспеченного хлеба и аппетитной курицы-гриль. Поэтому в магазин ходите сытыми и желательно в спокойном уравновешенном состоянии. Если возьмете с собой детей, у которых, как известно, «глаза завидущие», ваш чек, естественно, увеличится.
- Помните волшебную фразу. Чтобы отогнать соблазн купить массу вещей в так называемых корзинах распродаж (их обычно ставят сразу на входе, чтобы покупатель забыл об истинной цели своего похода в магазин), повторяйте волшебную фразу: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Многие товары действительно вам не нужны. Или по качеству гораздо ниже тех, которые вы рассчитывали купить. А у продуктов с распродажи почти всегда подходит к концу срок годности.
- Обходите отдел готовых блюд. Старайтесь не покупать готовую продукцию: салаты, выпечку, мясные блюда. Во-первых, это невыгодно. Прикиньте сами: килограмм оливье выходит дороже килограмма говядины и телятины! Во-вторых, вкусовые качества готового блюда вам могут не понравиться. И вы просто выбросите его. В-третьих, особенно летом, некоторые ингредиенты готового блюда могут быть подпорченными. Например, салат будет кислым. Есть такой продукт просто опасно. Наконец, готовое блюдо, как говорят диетологи, - это всегда риск съесть больше нормы, причем вредных полуфабрикатов.
- Определите время на посещение магазина и денежный лимит на покупки. Чем дольше путешествуешь по гипермаркету, чем больше наберешь ненужных товаров. Ведь часто кажется, что «в хозяйстве сгодится». А по факту процентов 20 из них потом отправляется в мусорное ведро: испортились, приелись и пр. Денежный лимит – это своего рода контрольный ограничитель при покупках.
- Дозируйте вкусняшки. Не рассчитывайте, что в магазине вместе с продуктами вы купите счастье. Да, газировка, шоколад, шампанское, конфеты и мороженое – это источник эндорфинов, гормонов счастья. Только они – не продукты первой необходимости. К тому же портят фигуру. Так и не покупайте их слишком много. И эффект счастья после их употребления продержится недолго. Ведь настоящее счастье можно найти не в гипермаркетах, а в других учреждениях, например с вывеской «роддом».