Ставка на юных читателей
«Облачный полк», «Кусатель ворон», «Книга по выживанию в школе», «Друг-апрель», «Через сто лет». Кто из современных подростков не знает эти книги? Мы решили встретиться с их автором, писателем Эдуардом ВЕРКИНЫМ (сейчас он живет в Иванове) и задали самые актуальные вопросы: что почитать? записаться ли в библиотеку? можно ли выпустить свою книгу и как это сделать?
- Эдуард, расскажите, почему выбрали эту профессию?
- В сторону писательства посматривал с детства, хотя, если честно, особенно не старался. Но однажды наступило время, когда пришлось определяться: заниматься дальше нелюбимой, да и не прибыльной работой или рискнуть и попробовать себя на поле литературы. Рискнул. Сейчас могу смело утверждать, что музы – редкие и капризные птицы, заглядывают нечасто. Поэтому приходится работать. Без особого плана. Сочиняю книжку, пока не надоест. Тогда берусь за другую. Когда она надоедает, возвращаюсь к первой. Или третью начинаю. Так потихоньку и продвигаюсь.
- То есть вас смело можно называть современным писателем. А на что живете?
- Обычно в массовой культуре образ жизни писателя сильно приукрашивают: много свободного времени, путешествий, хороший заработок. На самом деле все не так радужно. Но интересно. Так что литература сегодня – и образ жизни, и отдушина. Но профессия эта не очень хлебная, особенно в нашей стране. Разумеется, топовые авторы зарабатывают прилично, но в большинстве своем прожить на писательские доходы сложно. Многие авторы работают в журналистике. Другие занимаются сценариями. Третьи вообще имеют нелитературную профессию, которая их кормит.
- А молодежь, по вашему наблюдению, стремится попробовать себя в этом начинании?
- Молодежь идет в литературу довольно активно. Если говорить о детской и подростковой литературе, то новое поколение - это десятки новых имен, появившихся с 2000-х годов. Регулярно проводят серьезные конкурсы. Это «Книгуру», им. С. Михалкова, «Новая детская книга», им. В. Крапивина и другие. И в каждом сезоне заявки на соискание подают несколько сотен авторов. Да и выпустить книгу сейчас гораздо легче, чем десять лет назад. Например, почти все книги, вышедшие в шорт- и даже лонг-лист конкурса «Книгуру», находят издателя. А презентуют их авторы или не презентуют – это их дело. Кто-то любит, кому-то все равно. К сожалению, основная проблема современных авторов детской литературы – это отсутствие информации. Про них мало кто знает. Добрая половина материалов, посвященных детской литературе, начинается с безапелляционного «детской литературы у нас нет». Это стало настолько общим местом, что современные авторы уже как-то рукой даже махнули.
- Детям действительно покупают и читают книги известных авторов, классику. А новые имена, признаться, глаз не «цепляет».
- В борьбе за читателя новые авторы конкурируют не только друг с другом, не только со всем корпусом детской и подростковой литературы, что была издана со времен Гайдара, но и с инерцией читательских предпочтений. Надежнее ведь выбрать Агнию Барто, а не Наталию Волкову, Виталий Бианки привычнее Стаса Востокова или Евгения Рудашевского. Известно: старый конь борозды не испортит. Но современные авторы особо не унывают. Проводятся конкурсы. Например, тот же конкурс подростковой литературы «Книгуру»: любой участвовать может. Организуют семинары для молодежи в республиках и областях, межрегиональные совещания бывают, да и на федеральном уровне – всем известен семинар молодых авторов в Липках. В каждой области есть отделение Союза писателей России. При нем работает литконсультант, который может ответить на вопросы, подсказать. Есть, наконец, Литинститут.
- Могут подсказать, как выпустить свою книгу?
- Помощь в выходе первой книги способна повредить, особенно молодому автору: вместо писателя может легко народиться публикант. Начинающий автор должен учиться ходить, а не ковылять на костылях помощи и грантов. Конкурсы, семинары, издательства… В нашу цифровую эпоху это доступно. Нужно лишь поискать. Автор должен стараться сам. А не ждать, пока придут и дадут.
- Эдуард, а нужны ли бумажные книги? Часто ли сегодня люди ходят в библиотеку?
- В библиотеку ходят не так много, как 30 лет назад, но больше, чем 10 лет назад. Это касается и подростков. Последние годы наблюдаю небольшой, но довольно стабильный рост числа читателей. Читать – это если еще не модно, но вполне уже нормально среди думающей молодежи. И здесь хорошо бы государству взлелеять эти ростки. Пропаганда чтения – вот где важна поддержка государства. Как это сделать, тема отдельного разговора. Поддерживают же у нас юных спортсменов. Почему бы не поддержать юных читателей? Они не в меньшей степени будущее.
- Порекомендуйте, что почитать в отпуск или каникулы.
- Как определиться с выбором книги? На вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные. Могу немного рассказать про выбор детской и подростковой литературы. Любители развлекательного и легкого чтения могут смело идти в ближайший большой книжный магазин и изучать соответствующие полки: ассортимент богат. Квалифицированный юный читатель может определиться еще проще, даже дом покидать не надо. Подскажу самый простой и эффективный способ. Заходим на сайт конкурса «Книгуру». Сейчас восьмой сезон, в каждом сезоне в коротком списке по 15 авторов. Получается больше сотни произведений. Выбираем по вкусу, по жанру, по авторам, по объему. Есть все: от авторских сказок и фантастики - до жесткого реализма и научпопа. Почти все издано в бумаге и «цифре». Можно, кстати, не только читать, можно стать членом жюри 8-го сезона. Приятного вам времяпрепровождения!
ВРЕЗКА
Эдуард Веркин родился в 1975 году в Воркуте. Окончил исторический факультет Сыктывкарского госуниверситета, высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. Работал преподавателем истории. Автор книг «Место Снов», «Кошки ходят поперек», «Мертвец», «Друг-апрель», «Облачный полк», «Герда», «Кусатель ворон», «ЧЯП», «Звездолет с перебитым крылом» и др. Лауреат премий «Заветная Мечта», конкурса им. Михалкова, «Книгуру», им. Крапивина, им. П.П. Бажова, «Учительский Белкин», «Планета Крым» им. Леонида Панасенко. Финалист премии «Ясная Поляна».