Картофель из текстильного края
В 1942 году действующей армии требовалось не только вооружение, боеприпасы, обмундирование и военная амуниция, но и хлеб, мясо, овощи, картофель и другие сельскохозяйственные продукты.
23 августа 1942 года ГКО СССР принял постановление «О плане сдачи картофеля и овощей Красной армии, Военно-морскому флоту и войскам НКВД из урожая 1942 года». В результате колхозам, совхозам и различным подсобным хозяйствам Ивановской области предстояло сдать на указанные нужды 81 270 тонн картофеля, 23 756 тонн овощей, в том числе лука 526 тонн, 7300 тонн квашеной капусты и 2265 тонн сушеных картофеля и овощей. Их отгрузку надлежало «производить до полного выполнения установленного плана за счет соответствующего сокращения отпуска другим потребителям». Для его выполнения бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета 31 августа 1942 года приняли совместное постановление «Об отпуске и отгрузке картофеля и овощей Красной армии из урожая 1942 года» с указанием названных объемов сельхозпродукции и требований к первоочередности их отгрузки.
Отстающие и передовики
11 сентября 1942 года были подведены первые итоги выполнения этих решений. Они нашли отражение в постановлении «Об отгрузке картофеля и овощей фронтам Красной армии за 1-ю пятидневку сентября 1942 года». В нем признавалось, что план отгрузки картофеля и овощей фронтам Красной армии в первой пятидневке сорван. Из плана 3570 тонн отгружено всего лишь 1719 тонн. Руководители отдельных районов проявили бездеятельность и сорвали заготовку и отгрузку овощей и картофеля фронту. Так, Середской район отгрузил только 18 тонн из 280 тонн по плану, Александровский район - 31 из 180 тонн, Кольчугинский район - 15 тонн из 180, Юрьев-Польский - 21 из 240, а Гусевский и Селивановский районы к отгрузке картофеля и овощей вообще не приступали.
Однако были и передовики. Среди них Шуйский район, который вместо установленных планом 400 тонн отгрузил 407 тонн, Вязниковский вместо 150 тонн - 171 тонну, Савинский из 110 тонн - 114 тонн, Вичугский из 40 тонн сдал 80 тонн, Родниковский из 40 тонн - 65 тонн. В итоге секретари райкомов, председатели исполкомов райсоветов и иные руководители районов были предупреждены о персональной ответственности за своевременное выполнение заданий по снабжению Красной Армии.
Однако не вся продукция подлежала отгрузке. Часть ее была оставлена на хранении в хозяйствах области. Окончательный объем овощей был определен постановлением бюро обкома ВКП(б) и исполкома облсовета от 13 ноября 1942 года «Об изменении постановлений бюро обкома ВКП(б) и исполкома облсовета от 10 сентября и 5 октября 1942 года о закладке на хранение картофеля и квашеной капусты для Красной армии». Они составили 20 600 тонн картофеля и 6325 тонн капусты в свежем исчислении. Их закладку на хранение надлежало сделать в колхозах под сохранные расписки, в том числе и «за счет заложенного на внутрирайонное потребление».
Помощь блокадному Ленинграду и Москве
Исполняя решения СНК СССР и ЦК ВКП(б), бюро обкома ВКП(б) 19 сентября 1942 года приняло совсекретное решение «Об отгрузке картофеля и сухих овощей гор. Ленинграду». Согласно его содержанию из госзапаса Ивановской области в Ленинград до 5 октября надлежало отгрузить 10 тыс. тонн картофеля, а также 700 тонн сушеного картофеля и 120 тонн сушеных овощей.
13 октября 1942 года бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета приняли постановление «О вывозе картофеля городу Москве». Его принятие объяснялось тем, что ряд районов Московской области пострадал от немецкой оккупации, и было необходимо помочь столице в снабжении ее населения картофелем. Постановлением был утвержден план поставки картофеля в количестве 10 500 тонн. Его надлежало отгрузить не позднее 5 ноября.
На семена – даже верхушки клубней картофеля
17 октября 1942 года бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета приняли еще одно постановление «О заготовке и использовании на семена верхушек клубней продовольственного и технического картофеля» с перечнем вынужденных мер. В его констатирующей части говорилось о положительных результатах массового опыта срезки и использования на семена верхушек клубней продовольственного картофеля, проведенных академиком Лысенко. Предполагалось, что применение этого метода в хозяйствах позволит расширить площадь посадки картофеля в 1943 году, не затрагивая при этом продовольственные и иные фонды. Колхозам области был установлен план заготовки верхушек клубней картофеля в количестве 180 тыс. центнеров. Их предложено срезать с продовольственного и фуражного картофеля, выдаваемого колхозникам на трудодни и направляемого для сушки и переработки на спиртовые и крахмальные заводы. Аналогичное требование было предъявлено совхозам, подсобным хозяйствам, а также организациям и учреждениям, в том числе столовым, больницам, госпиталям, школам с организацией повседневного контроля за заготовкой и хранением верхушек.
Все предприятия и учреждения области, расходовавшие картофель для общественного питания, обязывались проводить в обязательном порядке срезку верхушек клубней и сдавать их по указаниям исполкомов горрайонов, как семена в обмен на продовольственный картофель.
Расхитители были и в годы войны
Значительный урон продовольственному обеспечению населения области наносили факты хищения зерна, муки и других продуктов с оптовых баз и предприятий торговли. В целях борьбы с этими постыдными явлениями 28 октября 1942 года бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета приняли постановление «Об охране социалистической собственности на базах заготзерна». В нем отмечалось, что на них в 1942 году участились случаи хищения и порчи зерна. Так, «бывший директор Ковровской базы Хваталов с заведующим складом Смирновым организовали кражу муки с базы целой автомашиной. За подобные же дела привлечены к ответственности бывшие руководители Вязниковской базы. Пьяная компания во главе с директором Александровской базы Русаковым, сформировав сторожевую охрану из уголовно-преступных элементов, систематически расхищала государственный хлеб. Засоренным оказался и аппарат Владимирской базы. Это привело к тому, что 1 сентября из одной смены грузчиков в 15 человек - 12 были задержаны с краденым зерном»
В результате решено «привлекать к строжайшей ответственности всех лиц, допускающих разбазаривание и порчу зерна, а равно их укрывающих, как расхитителей социалистической собственности». Секретарям горкомов и райкомов партии было предложено пересмотреть весь аппарат баз заготзерна и помочь их руководителям «освободить от всех подозрительных уголовно-преступных людей, заменив их добросовестными, внушающими доверие работниками». Начальнику областного управления милиции Болотовскому предложено ужесточить контроль за сохранностью хлеба на базах заготзерна.
Иваново тоже голодало
Одновременно 7 декабря 1942 года бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета приняли совместное постановление «О завозе картофеля и овощей в гор. Иваново». В его констатирующей части говорилось об угрожающем положении с обеспечением картофелем и овощами населения города Иванова, для преодоления которого был принят ряд срочных мер. Прежде всего был утвержден план отгрузки и закладки их в Иванове в размере 9350 тонн. Для этого было решено обязать секретаря горкома ВКП(б) Б.А. Борисова и председателя исполкома горсовета П.И. Лахтина командировать в районы области для закупки овощей и картофеля бригады из представителей фабрик, заводов и торгующих организаций, разрешив последним применять встречную торговлю солью по эквиваленту за один килограмм квашеной капусты 150 граммов соли, а также практиковать продажу промтоваров колхозам и колхозникам, сдающим картофель и овощи.
Одновременно было решено вновь обратиться к организации децентрализованной торговли, к которой привлечь колхозников и других сельских жителей. 3 декабря 1942 года в Иванове был организован и проведен колхозный базар, первый в новом сезоне. На 31 декабря 1942 года было запланировано проведение новогоднего колхозного базара. Торгующим организациям в порядке встречной торговли было предложено кроме промтоваров продавать селянам по 25 граммов соли и керосина за каждый проданный килограмм капусты, картофеля, овощей и 50 граммов соли и керосина за каждый проданный килограмм гороха, мяса и литр молока.
Трудно приходилось всем, и каждый житель области через тяжелый физический труд, нравственные страдания и всевозможные ограничения, в том числе и в продовольствии, вносил свою лепту в разгром врага.
Владимир ОКОЛОТИН, доктор исторических наук