Красоту надо рисовать тщательно
«Европейцы картины рисуют, а китайцы – пишут», - говорят обычно, пытаясь объяснить разницу между живописью двух миров. Почему так? Дело в том, что каллиграфия и живопись в Китае неразрывно связаны между собой: используются одни и те же материалы, одни и те же линии... Поэтому китайская живопись такая изящная, тонкая и «говорящая».
«Четыре сокровища»
Вы когда-нибудь замечали, например, что на своих картинах китайские мастера оставляют незаполненные участки, которые могут маскироваться под изображения светлого облака или белесого тумана? А на самом деле это «разговор» со зрителем - пустое место оставляют для того, чтобы у смотрящего оставалась свобода для фантазии. Китайские картины - удивительный вид искусства, который невозможен без единства автора и зрителя.
История китайской живописи насчитывает более пяти тысяч лет и очень отличается от западной манеры письма. Если последние опирались на игру цвета и светотени, то манере китайских художников присуще прежде всего использование линий. Именно с помощью точек или мазков кисти, линий создается объем предметов.
Для написания традиционных картин у авторов есть «четыре сокровища»: черная тушь (или акварель), китайская кисть из натуральной шерсти, бумага и приспособление для растирания краски.
На качество туши китайские художники обращают большое внимание и для работы используют плитки с черным лаковым блеском. Мастера растирают их с водой, получая нужную консистенцию и создавая разнообразие оттенков.
Что касается бумаги, то, как правило, для живописи используется особая бумага суан (рисовая) со специфической текстурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопчатобумажной ткани.
Ценятся очень высоко и тушечницы: многие передаются из поколения в поколение. Эти приспособления, иногда изысканно украшенные, выполняются из нефрита или обожженной глины.
Природа учит видеть прекрасное
Удивительно, но все картины, нарисованные в Китае, имеют только позитивный настрой, такая картина несет удачу в дом и хорошее настроение ее хозяину. В отличие от европейских художников, китайские никогда не будут изображать на своих полотнах что-то ужасное или неприятное для человеческой психики. По их мнению, это ни к чему. Лучше насладиться красивыми цветами и поэтическими пейзажами.
Кстати, многие художники все-таки отдают предпочтение монохромной живописи, считая, что это «раскроет суть природы» (а ведь именно природа, считают в Китае, учит видеть людей прекрасное). Природа – одна из тем, которая присутствует на картинах китайских художников. Этот жанр называется шаншуй (пейзаж).
Второй жанр – хуаняо (изображение флоры и фауны). Китайские мастера вглядываются в совершенные формы животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно выразить словами.
Третий жанр – жэньу (портрет). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали одно непреложное правило: наравне с внешним сходством творец должен передать душевное состояние и характер человека, подчеркнув красоту его внутреннего мира.
Живопись «с нуля»
Удивительно, но научиться китайскому виду живописи, стать ближе к традициям этой страны можно и в нашем городе. В Иванове особый художественный проект реализуется в учебном центре союза «Русско-китайский дом дружбы»: мастер-классы по китайской живописи проводит известный художник Олег Колбашов, художник-практик, долгое время живший и преподававший живопись в Китае, член Союза художников и Союза дизайнеров России.
Пока желающих обучаться не очень много, но все они – ценители прекрасного и тонкого искусства. Да и качество в данном случае гораздо важнее, чем количество.
Вот что рассказала нам куратор учебного центра Наталья Карпычева:
«Когда я стала заниматься организацией мастер-классов по китайской живописи, то представить не могла, что сама могу так увлечься. Я со школьных времен не держала в руках кисть (а это было давненько!!) и считала себя с художественной точки зрения абсолютно бездарной. Но тем и хороша техника китайской живописи «сеи», что в ней нет строгих канонов, это свободная манера письма. Получается абсолютно у всех! Китайский стиль «сеи» интересен тем, что картина пишется всегда за один раз, на одном дыхании, спонтанно. И даже если все рисуют одно и то же, картины у всех всегда получаются разные, свои.
А еще творчество восстанавливает и гармонизирует жизненную энергию «ци». Как говаривали китайские мудрецы, происходит cозвучие вашей «ци» и тонкой энергии Вселенной. На самом деле, после урока китайской живописи вместо усталости приходит внутренний покой, позитивный настрой и радость.
Возможно, это происходит еще и потому, что на мастер-классах у нас очень хорошая дружеская обстановка и приятная компания. Собираются люди разных возрастов и профессий, получается небольшая компания интересных людей. В процессе рисования мы беседуем, пьем китайский чай с русскими баранками, слушаем интересные рассказы Олега Георгиевича о времени, проведенном в Китае, о жизни и быте обычных китайцев. И в результате получаем готовую работу, наполненную своей творческой энергией, и отличное настроение».
Я и сама задумалась – а не взять ли в руки кисть и не зарядиться ли хорошим настроением? Ведь, как говорят китайские художники, «произведение искусства должно иметь смысл, а смысл должен быть счастливым!».