Жизнь в саду
Идеи английского социолога-утописта Эбенизера Говарда о городах-садах будущего начали реализовываться в начале ХХ века. Строители коммунизма в Иваново-Вознесенске не могли оставить без внимания этот вариант рая на земле. Однако стремление к жизни в кущах было присуще горожанам и прежде.
Некоторые ивановцы стесняются «сельского» происхождения своего города примерно так же, как тюменцы обижаются на фразу «Тюмень – столица деревень». Иногда пренебрежительно именуют Иваново Ивантеевкой. Родимым пятном прежней сельской истории является частный сектор, глубоко вклинившийся в центр города – дойти до одноэтажного Иванова за десять минут можно из любого места. Даже с площади Революции.
Заповедное Иваново
Признаться, никогда не думал над турмаршрутом по укромным улочкам и переулкам. Возможно, это нечто слишком интимное, чтобы его показывать незнакомым людям. Именно здесь можно погрузиться в совершенно чужеродную современному городу атмосферу. Люблю прогуливаться по этим кварталам в любое время года и всякий раз получаю толику положительных эмоций. Летом частный сектор утопает в зелени и пахнет мокрыми заборами после дождя, весной наполняется ароматом сирени и пением залетных птиц, осенью пестрый покров кленов и лип день ото дня покрывает тропки и тротуары, а хорошей белоснежной зимой там можно побаловать себя запахом древесного дыма частных бань. Поздним субботним вечером ближе к Рождеству рекомендую жителям панельных и иных многоэтажек запастись впрок этим сладким запахом. Кроме того, деревянные дома, домишки, а также вклинившиеся в их ряды разнородные неодноэтажные особняки обеспечивают с весны до поздней осени прохожих ароматом отменного шашлыка.
Улицы контрастов
Иваново, конечно, не Вологда. Образцы деревянного зодчества у нас особые. Но есть же 130-й квартал в Иркутске или Татарская слобода в центре Казани, эксплуатируемые как туристские достопримечательности. Идущая от центра села Иванова Московская улица была местом жизни верхушки среднего класса. Там находились и утраченные ныне текстильные производства. В девяностые эту улицу и прилегающие Владимирскую, Шуйскую и бывшую Черкасскую облюбовали для особняков местные «новые русские». Точечное строительство продолжается по сей день, давая обильную пищу для размышлений, в каких пропорциях достаток и богатство могут совмещаться с эстетическим вкусом. Судя по особенностям застройки и выбору материалов, можно предположить, что архитектурные чудеса обусловлены ограниченностью не только вкуса, но и средств. Однако стремление к комфорту требует расширения жилой площади, и в результате над избушкой в три окошка появляется нечто напоминающее «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта.
Шаговая доступность рая
Чем же привлекательны старые улочки? Прежде всего, своей несуетностью и милой провинциальностью, невозможной без кустов герани за стеклами окон в неизбежном их сочетании с не менее мещанскими фикусами, алоэ и денежными деревьями. Также прохожих порой может привлечь ультрамарин старинных ручек в дореволюционной раме и изнывающих от лени пушистых котов, прильнувших к стеклам.
Это и место, где можно подолгу рассматривать узоры на наличниках, обнаруживая солярные символы, декоративных коней и птиц, знаки природного изобилия и обереги. Если повезет, можно увидеть и табличку страхового общества «Якорь» на фронтоне.
А еще это приметы благополучной жизни, когда строили дома со вкусом и благоустраивали городские усадьбы с учетом законов красоты и гармонии. Кое-где сохранились замысловатые кованые ограды в стиле модерн, а запущенный фасад главного дома Кошелева, построенный по проекту А.Ф. Снурилова перед Первой мировой войной, смотрится сегодня лучше, чем иные новоделы. Некоторые полукирпичные дома с резными наличниками на окнах второго этажа стоят крепко, а по количеству спутниковых антенн можно понять, что хозяин в доме один.
Интерьеры
Посмотреть на былую жизнь можно не только с улицы, но и внутри. В доме с мезонином на улице III Интернационала размещается музей семьи Бубновых. Революционер Андрей Бубнов, выросший в благополучной купеческой обстановке, прожил недолгую, но яркую жизнь. Но мемориальная часть экспозиции больше рассказывает об утраченном укладе жизни дореволюционного Иваново-Вознесенска. Еще недавно в мезонине были жилые комнаты, в которых останавливались приехавшие в командировку музейщики, и им я могу лишь позавидовать.
На улице Багаева, пожалуй, в единственном ныне доме, покрытом в городе черепицей (правда, только с одной стороны), разместился музей художника Александра Морозова. Особняк, построенный в 1910 году австрийцем Людвигом Ауэром, представляет собой пример рационалистической жилой архитектуры. Внутреннее убранство примечательно и планировкой, и художественной экспозицией.
Деревянный одноэтажный дом, в котором до 1949 года жила семья Пророковых, был построен в 1927 году. Этот большой пятистенок интересен не только экспозицией работ известного советского графика, но и красивым ухоженным садом, где совершенно не слышно городского шума, несмотря на близость к одной из главных городских магистралей.
Утраченный рай
До мая 2017 года на улице Постышева находился и самый старый в нашем городе деревянный дом резчика по дереву В.Е. Курбатова, построенный в 1800 году. С весны до поздней осени фасад был обрамлен плющом, который не скрывал декорированные оригинальными наличниками окна второго этажа. Сегодня пожарище обнесено металлическим забором, на котором размещают рекламу и которая утрату никак не компенсирует. На той же улице есть заросший кустарником пустырь на месте дома, где родился Павел Постышев – политический функционер, с подачи которого в жизнь советских людей в 1936 году пришла новогодняя елка. Двадцать лет назад здесь летом было желто от одуванчиков, а сейчас это заросшая крапивой свалка.
Идиллическими эти кварталы города я бы не назвал. Отсутствие нормального для XXI века комфорта в старых домах жители компенсируют, кто как может. Но тем краше на фоне свежих архитектурных уродств выглядят дома, которым за сто лет.