За город обидно…
В конце апреля прошло инициированное городским комитетом по культуре и активистами во главе с Александром Неупокоевым обсуждение проблем создания качественной и достойной туристской сувенирной продукции.
Для решения проблемы отсутствия на ивановском рынке сувенирной продукции достойного ассортимента нужно всего лишь ответить на вопросы: «Кто должен этим заниматься?», «Как это можно сделать?», «Что имеет смысл предлагать туристам?», «Каким сюжетам и формам следует отдать предпочтение?» и еще на десяток других. Ряд вопросов был задан уже на этой встрече. Один из них стоит упоминания. «А где можно увидеть туристов в нашем городе?» – спросил один из потенциальных производителей сувенирки. Скепсис и недоумение по поводу того, что в Иванове могут быть туристы, создавался даже не годами, а десятилетиями. После разрушения советской системы внутреннего туризма и табуирования всего идеологического город отказался от советского первородства, а кризис в текстильной отрасли, приведший к закрытию целого ряда крупных производств, спровоцировал еще и травму индустриальной идентичности, емко формулирующийся в фразе «Нет уже у нас никакого текстиля». А между тем куда менее «советские» города, нежели Иваново, уже лет 10 эксплуатируют советскую тему, а по номерам автобусов на стоянках текстильных ярмарок города можно изучать географию европейской части России.
В ожидании пилигримов
Среди важных и очень важных вопросов есть всё же несколько ключевых, имеющих опосредованное, но принципиальное отношение к сувенирной продукции, представляющей город. Первый – «Каким наш город нужно представить туристам?», второй –«Кто должен это решить?» и третий «Кто должен это координировать?».
Начну с последнего. Такой инстанции в городе пока нет. Вероятно, создание комитета по туризму в городской администрации становится всё более актуальным в свете действий по актуализации туристической темы в течение последнего года. Появление такого подразделения (надеюсь, что это случится) связано с его функциями и полномочиями. Очевидно, что задача решать, что и как предлагать туристам, будет за пределами его компетенций. В его задачи должно входить то, как это сделать лучше. Политику же должен определять мэр на основе концепции, созданной специалистами. В концепции же должны быть представлены перспективные ресурсы, способные выгодно представить город. Туристическая стратегия должна строиться с учетом ребрендинга города, актуализации тех компонентов его образа, которые отражают его уникальность. Полагаю, что в значительной степени это имидж текстильной столицы страны и города, в котором социокультурные эксперименты 1920-30-х годов по созданию идеального областного центра оставили заметный след.Кстати, фирменные поезда, соединяющие Иваново с Москвой и Ленинградом/Петербургом, строго в соответствии с главными концептами были названы в свое время «Красная Талка» и «Текстильный край».
Конкурс на лучшего туриста
Предъявлять (репрезентовать) можно что-то и кому-то. То есть нужно иметь объект и знать адресат. При этом и то и другое может быть весьма расплывчатым – некое «Иваново вообще» для всего мира. Это самое «вообще Иваново», собственно, и есть бренд, у которого есть концептуальная идея и структурированные элементы, называемые архитектурой бренда. При этом последнее должно работать на первое. Так как форма репрезентации предполагает опосредованность, то нужно выбрать вариант предъявления – то, каким образом мир узнает о нашем городе. Управлять информационными потоками в наше время – задача крайне сложная, но в определенной степени реализуемая. Так, например, всамолетах и поездах предлагаются корпоративные журналы, где есть материалы о заслуживающих внимания городах и весях.Вцелом ряде не только зарубежных, но и российских городов путешественники в аэропортах и на вокзалах могут обнаружить киоски с туристической информацией, бесплатными буклетами, картами и, разумеется, сувенирами.
Форма и содержание сувенирной продукции, реализуемой в неспециализированных киосках в Иванове, заставляет вспомнить слова героя фильма «Белое солнце пустыни», которому за державу было обидно. Но ведь производители всего этого унылого и неадекватного образу города ширпотреба не работают себе в убыток, значит, это кто-то покупает. Только вот покупают из-за отсутствия альтернативы или у странников не всё в порядке со вкусом? Ведь значительная часть сувениров от Парижа до Пекина – это тот самый кич… Значит ли это, что нужно ориентироваться на продвинутого туриста?
На холодильниках всех континентов
Требования к визуальным символам города предельно просты: они должны быть запоминающимися и отражать специфику места, которое представляют. Однажды, возвращаясь из Варшавы, я хотел приобрести образец польской сувенирной продукции – майку с изображениями всех столичных достопримечательностей – от Сирены и памятника Шопену до сталинской высотки Дворца культуры и науки. Можно было бы носить на груди целых 16 символов, только вот подходящего размера не оказалось. Были там королевские дворцы и парки, Висла, а также такие вполне интернациональные образы, как пиво и водка, которые, видимо, там принято считать исключительно варшавскими.
Несколько лет назад информационный фон поддерживался с помощью почтовых отправлений – открыток, писем с изображениями достопримечательностей на конвертах и марках. В последние годы этот способ освоения мира возрождается как вполне самодостаточное развлечение. О неадекватности представления Иванова на имеющихся в продаже магнитиках и открытках я уже неоднократно писал. Рассуждения о монобренде (одно название – один товар) идут скорее от лености и непрофессионализма. Архитектура бренда Иванова сложна и прихотлива, иего единичным символом может быть только герб или флаг. Всё остальное – это множество конкурирующих образов. Представлять город, край, страну можно сугубо символически с помощью привычных визуальных или текстовых обозначений. Кажется, только один раз – в сувенирной лавке гостиницы «Заря» в Твери – я увидел майку с буквально «местным текстом»: разными шрифтами на ней были написаны слова, которые порознь могли отсылать к разным географическим локусам, но все вместе составляли то, что могло быть только Тверью – Волга, Афанасий Никитин, Михаил Тверской, Пушкин, Калинин…
***
Сделайте нам красиво!
Питерский дизайнер Александр Браулов, несколько месяцев назад увлекся ивановским конструктивизмом. Он вышивает цветные силуэты зданий на черной материи. В его коллекции имеются объекты, которые и не всякий ивановец знает, – дом специалистов, 102-квартирный дом горсовета, студенческие общежития, электроподстанция, вокзал, банк и ряд других. Ему был посвящен сюжет на одном из ивановских телеканалов, а в соцсетях начали интересоваться, где можно приобрести вещи с такими принтами.
Актуальным является вопрос не только о том, что из всевозможных образов и мифов города репрезентовать заезжим гостям, но и о том, как это сделать, чтобы отвечать самым продвинутым трендам, чтобы привлечь молодежную аудиторию не только содержанием, но и дизайном.
Пару лет назад в Екатеринбурге я в разных местах города наталкивался на сувениры, вдохновленные местными памятниками конструктивизма – гостиницей «Исеть», Белой башней. Это были принты на майках, значки, украшения, рисунки на кружках. Были также и конструктивистские фарфоровые изделия. Надеюсь, намек вы поняли. Возможно, что в Иванове что-то сдвинется в этом направлении после сентябрьского фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда». Кстати, полюбившийся городским властям придуманный на Урале слоган «Иваново – красный рубин в Золотом кольце» можно конвертировать в сеть ювелирных бутиков или хотя бы один магазин «Рубин», который был прежде на проспекте Ленина.
Вывод, который всё же напрашивается из всего вышесказанного, таков: туризмом нужно заниматься и делать это не откладывая в долгий ящик.