Клуб журналистов в Иванове:
Журналистику называют четвертой властью только по привычке. Хотя, на мой взгляд, в 90-е годы влияние СМИ и впрямь было велико. Сейчас большинство текстов пишут пресс-службы, журналистика же в большинстве своем прилагается к власти. Отсюда же и разобщенность нашего профессионального сообщества. Каждый сам ищет, где лучше. Но предпринимались и в Иванове попытки не только объединить коллег, но и помочь им общаться с представителями власти, бизнеса, культуры и искусства на равных. В неформальной обстановке.
Дома союзов
Клуб журналистов, или, как говорили по старинке, ДомЖур, располагался в Иванове на улице 10 Августа, в здании филиала научной библиотеки. Снаружи – обычный двухэтажный, крашенный в казенный розовый цвет дом. По нему и не скажешь, что это бывший дом Гарелина, с мощной кирпичной кладкой и сводами. Летом там было прохладно, зимой тепло. Только с коммуникациями случались проблемы. Помещение делилось на три основные части: зал с мини-сценой, за которой располагалась барная стойка, коридор, превращенный в художественную галерею, и бильярдная. Конечно, всё это появилось не сразу.
– Идея создать журналистский клуб родилась у меня задолго до того, как нам выделили помещение, – вспоминает поэт и телеведущий Виктор Ломосков. – Ведь мы общаемся с представителями других творческих союзов: художниками, актерами, писателями. Дом художника есть, несмотря на наличие у них больших мастерских. Дом актера тоже – прямо рядом с Дворцом искусств. Союз писателей регулярно собирается в своем помещении. А у журналистов – нет. В советские времена, конечно, был Дом печати, но его давно продали и всех журналистов выгнали. Вот и сидели все редакции по отдельности, пересекаясь изредка на каких-то мероприятиях.
Но не только журналисты нуждались в общении. Те, кто создает информационное поле – политики, бизнесмены, спортсмены, музыканты, – тоже хотели с нами общаться не только на брифингах.
Идея стала реализовываться в 2008 году при поддержке губернатора Михаила Меня. Директор научной библиотеки Владимир Кашаев согласился, чтобы клуб стал арендатором части помещений филиала.
Сцена для губернатора
– Когда Михаил Мень зашел в помещение, представлявшее собой полуподвал, он сразу показал на центр зала: вот здесь сделайте сцену на 1-2 человек: гитарист и вокалист. Мы смеемся: зачем на двоих, когда у нас прямо сейчас здесь гитарист-вокалист. Потом, кстати, губернатор и впрямь выступал с этой сцены с военными песнями, – говорит Ломосков.
В актив клуба вошли известные журналисты, редакторы. Неповторимым внутренним интерьером Клуб журналистов был обязан знаменитому фотомастеру Виктору Боровкову, который не только камеру мог в руках держать, но и молоток, и кисти с красками. Он же являлся и дизайнером редкого артефакта – приза за заслуги перед ДомЖуром, вручавшегося ежегодно в день рождения клуба, 15 августа. Виктор распилил фигурные деревянные детали какой-то мебели на одинаковые завитушки, вколотил в каждую гвозди-«сотки», покрасил красной краской и назвал в честь ивановского фестиваля – «Красные гвОздики».
Обустраивали всё сами. Ивановские бизнесмены жертвовали мебель, в том числе знаменитый бильярдный стол, на котором постоянно проводились турниры для журналистов и гостей клуба. В зале стояли пианино, старинные печатные машинки, трубы духового оркестра, разные древние приспособления для печати. Одна юная журналистка, увидев старый компьютерный монитор, в своем рассказе о клубе упомянула «самый древний компьютер», хотя он был вполне рабочий.
Художественная мера опьянения
Особого внимания заслуживает картинная галерея. Сначала стены коридора, который было решено не штукатурить, просто украсили картинами знаменитого художника Евгения Куваева. Был специальный тест. Если гость клуба начинал понимать, что на этих картинах изображено, ему больше не наливали.
Но потом возникло несколько поводов для смены экспозиции. К сожалению, не всегда радостных. Так, именно в этой импровизированной галерее прошли выставка фоторабот ушедшего от нас великого тележурналиста Олега Алалыкина. Здесь была ретроспектива Константина Суракова, прославившегося своими карикатурами и шаржами ивановских политиков начала века. Очень интересной и познавательной получилась экспозиция самодеятельных художников из мест не столь отдаленных, предоставленных УФСИН. В этой же галерее проходили и концерты молодежных рок-групп.
С музыкой клуб вообще дружил. На дне рождения ДомЖура всегда играл оркестр под управлением Николая Хомского. В самом клубе проводились конкурсы среди молодых талантов. Записывались передачи, выходившие на телеканале «Иваново» (включая музыкальную версию «Губернского наблюдателя»). Потом нам звонили люди и спрашивали, как найти этих ребят, как позвать их на мероприятие или конкурс.
Дни рождения клуба отмечались ежегодно с размахом. Улица 10 Августа от гостиницы «Центральной» перекрывалась, на улице стояли столики, солдаты из дружественной части кормили всех гречневой кашей, пивовары обеспечивали веселое настроение. При этом среди гостей были мэры областного центра, спикер областной думы, депутаты. Они с удовольствием общались с журналистами. Праздники затягивались до полуночи.
Шнур на диванчике
В обычное время в клубе проводились пресс-конференции (например, мало кому тогда известный Кирилл Игнатьев презентовал проект реконструкции города к фестивалю молодежи), встречи с интересными людьми (именно здесь журналисты познакомились с тренерами «Текстильщика» Евсеевым и Парфёновым), презентации книг и альбомов (я свою тоже здесь представлял). Не забывали и о ветеранах. Многие заслуженные журналисты и коллективы отмечали здесь юбилеи.
Сильные мира сего заходили в клуб запросто, посоветоваться. В ДомЖуре были задуманы фестиваль бардовской песни «Высоковская струна», фестиваль шансона «Черная роза». Силами членов клуба выпускался памятный многим журнал «Плёс и его окрестности». Во время фестивалей клуб всегда был полон гостей. Знаменитый Сергей Шнуров, например, запросто ночевал здесь на диванчике.
Но около трех лет назад клуб закрылся. Библиотека переехала, к огорчению самих библиотекарей, привыкших к нашему творческому соседству. Нового помещения на тех же правах журналистам не предоставили.
– Безумно жаль этот проект, – вздыхает Виктор Ломосков. – Ведь у нас образовалась целая творческая улица: Дворец искусств, Дом актера, библиотека с поэтическим клубом «Август», ДомЖур. Кому мы помешали? Что чиновники на этом выгадали? Обидно, что раньше с журналистами все хотели дружить, потому что каждому руководителю хотелось быть ярким и интересным, чтобы о нем писали как о человеке, а не о функционере. Сейчас принято не высовываться.
А может, кого-то заинтересует идея и Клуб журналистов еще вернется?