Вячеслав Кирюхин: «Мы наполнили проект удивительными и неравнодушными людьми»
Мы слышим о партийных проектах «Единой России» и часто думаем, что они не имеют отношения к жизни, что это сплошной PR и агитация. Беседа с Вячеславом Кирюхиным, координатором партийного проекта «Историческая память» в Ивановской области, убеждает в обратном.
– Проект «Историческая память», которым вы руководите – он о патриотическом воспитании?
– В первую очередь да. Мне кажется, что в разносторонней партийной деятельности этот проект – наиболее интересный. Он выбивается из общего ряда тем своей человечностью и надпартийностью – один из самых благодарных проектов. И гражданским обществом он воспринимается позитивно. Задачи проекта – сохранение и возрождение исторических мест малой родины, патриотическое воспитание на примере подвига народа в годы Великой Отечественной войны, содействие развитию поискового движения. В этом году приоритетом стало приведение в надлежащее состояние памятных мест, связанных с великой войной.
– Что сделано по проекту в областном центре?
– Благодаря усилиям творческой рабочей группы, настойчивости спикера регионального парламента Виктора Владимировича Смирнова, Иваново получило новый памятник советскому воину в местечке Балино. Старый памятник, построенный в 70-е годы, еще в СССР, пришел в аварийное состояние, и в рамках взаимодействия с Российским военно-историческим обществом мы получили новый – таких монументов всего десять на всю Россию. Проект сильный, и даже со стороны любящих всё критиковать «креативных» горожан мы не услышали ни одного нарицания – никакого негатива. Автор памятника, скульптор Денис Стритович, приезжавший на открытие, сказал мне, что лучшего места для монумента, чем то, которое выбрали в Иванове, – найти невозможно. Это захоронение более 1700 бойцов и офицеров Красной Армии, умерших от ран в ивановских госпиталях – святое место для любого россиянина, там торжественно и красиво. Такой подарок мы сделали областному центру в рамках проекта «Историческая память».
– О патриотизме сегодня говорят много, слово частенько замыливается. Кого в современной России можно назвать патриотом?
– Любого человека, искренне чувствующего потребность в любви к Родине, стремящегося понимать историю, защищать её от попыток фальсификации. Сейчас на каждом шагу мы слышим две правды, особенно о Великой Отечественной войне. А это наши корни, наши скрепы. Не могу не вспомнить, как в марте прошлого года мы принимали по линии военно-исторического общества мультимедийную выставку «Война и мифы» в спортивно-развлекательном комплексе «Олимпия». Такого воодушевления и благодарных откликов я не видел и не слышал за всю жизнь. 25 тысяч с лишним посетителей из Иванова и области, люди разных возрастов, семьи – это было нечто. И самое главное – выставка вызвала интерес у молодежи, которая получила ответы на многие вопросы и развеяла в сознании навязываемые извне мифы об Отечественной войне.
– Как вы думаете, понятие патриотизма сейчас и в СССР, по временам которого сегодня многие тоскуют, – это одно и то же?
– Сегодня часто нивелируются и подменяются многие понятия. Например, история с уренгойским школьником – ярчайший пример того, что работу по привитию патриотизма надо продолжать. Правда о Великой Отечественной войне единственная и она – святая. В этой связи нельзя не упомянуть поездку кинешемских школьников, победителей конкурса по военной истории, не в Германию, а в город-герой Волгоград, в составе большой делегации Ивановской области. Ребята участвовали в патриотической акции «Война на холсте – как память поколений» по передаче картин ивановских художников в Государственный музей-заповедник «Сталинградская битва», побывали на Мамаевом кургане, возложили цветы на воинском мемориале в селе Пичуга, где захоронены наши земляки. Учащиеся получили настоящий урок патриотизма, усвоив его на всю жизнь. Радует, что в учебных заведениях региона по-прежнему, как и в советское время, проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, открываются мемориальные доски Героям Советского Союза. Конечно, молодежь сейчас другая, время идет стремительно, но мы понимаем, что сильной Россия может быть только благодаря патриотизму.
– Зачем нужен партийный проект в таком специфическом деле, как охрана памятников федерального, регионального и местного значения. Не справляются чиновники?
– Охрана памятников культурного наследия – дело сложное и ресурсоемкое, местные бюджеты не в состоянии выделить нужное количество денег на реставрацию и поддержание объектов в должном состоянии – не имеют такой возможности. Иногда чиновники-муниципалы не могут найти в бюджете лишних 50 тысяч рублей, чтобы облагородить и покрасить обелиск на мемориале, и мы ищем дополнительные источники финансирования.
– Это деньги «Единой России» или жертвуют частные благотворители?
– Конечно, это не партийные деньги. Есть в Заволжском районе село Корнилово – яркий пример нашей работы, когда и денег-то не надо было много, чтобы восстановить аллею дворянской усадьбы Куломзиных. Сегодня мало кто знает, кто такой Анатолий Николаевич Куломзин, а это гордость губернии – в 1915 году высочайшим указом императора он был назначен председателем Государственного совета России. Мы своими силами восстановили там аллею – усадьбу восстановить уже невозможно, её просто нет. Мы должны помнить, что у нас был такой земляк, а в селе Корнилово жил древний дворянский род. Когда мы с молодежью приехали на субботник и расчистили липовую аллею, установили памятный знак, само Корнилово раскрылось по-другому. Поразило поведение местных жителей: они с благодарностью угощали нас супом и пирогами, принимали участие в субботнике, были поражены, что мы не пиариться приехали, не флагами махать, а сделали реальное полезное дело. Старики говорили, что скамеечки еще сами поставят, «в любовь поиграть» – вот такая реакция.
А такие места можно найти почти в каждом муниципальном районе – везде своя история, работают краеведы.
– А не получается так, что вы просто присваиваете себе плоды работы энтузиастов-краеведов и профильного департамента?
– Мы взаимодействуем с комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия и стараемся совместно формировать заявки в федеральные программы. Мы прислушиваемся к мнению экспертов, они слушают нас – я вхожу в общественный совет при департаменте. В этом году области дали 40 миллионов 400 тысяч рублей на завершение ремонта лежневской колокольни. Хорошо, хотя общая заявка была на 155 миллионов. Я не прислоняюсь к заслугам чиновников департамента, но на федеральном уровне проект «Историческая память» возглавляет сенатор Сергей Александрович Попов. Безусловно, он лоббирует заявки, входя в состав общественного совета при министерстве. Жаль только, что в основном сейчас средства выделяются на храмы, а не на исторические усадьбы и другие объекты.
– Но при этом деревянная Успенская церковь сгорела, а восстанавливать ее не спешат – мы писали об этом в прошлом номере газеты.
– Она есть в нашей заявке, мы продолжаем работать, искать деньги. Не всё и не всегда получается, но Ивановская область традиционно получает на работы по сохранению памятников хорошие деньги – в том числе благодаря нашей работе.
– Кроме охраны исторического наследия в рамках проекта, чем вы еще занимаетесь?
– Еще раз подчеркну, в этом году мы сосредоточены на работе по восстановлению воинских захоронений, памятников, обелисков, мемориальных досок. Проводим субботники не только в канун Дня Победы – работаем круглый год.
Главной своей задачей, будучи координатором проекта, считаю создание Региональной карты памяти – своего рода паспорта, включающего полный перечень объектов с указанием года создания или года постройки, технического состояния и количества средств, необходимых для приведения объекта в порядок. Внимание к памятникам, включенным в этот паспорт, должно быть постоянным. На это нужны деньги и мы ищем их во всех источниках, включая и небогатые местные бюджеты – всё сделанное остается на территориях. Чем больше источников финансирования, тем лучше.
Вне зависимости от политических воззрений нам помогают абсолютно разные люди. На восстановительные работы и установку памятного знака в усадьбе Куломзиных дал средства Александр Александрович Широков, президент международного фонда «Русская провинция» – энтузиаст от Бога, человек, далекий от политики. Он дал деньги, а мы наполнили проект удивительными и неравнодушными людьми, сделавшими из заброшенного места жемчужину. Работа проекта «Историческая память» продолжается, и моя задача как координатора сделать ее как можно более публичной, добиться ощутимых результатов в каждом из муниципальных образований региона.