Надежда Виткина: «В обществе утерян высокий статус учителя»
В День учителя принято говорить о хорошем, дарить цветы и конфеты, радоваться, думать о будущем. А мы с директором школы № 43 Надеждой Владимировной Виткиной решили нарушить традицию и поговорили о дне сегодняшнем, в том числе о том, как меняется со временем статус учителя в обществе и почему
– Почему выпускники вузов не спешат идти учителями в школу?
– Эта проблема назрела давно, и плохо, что сейчас проявилась в таком масштабе. Молодые учителя не идут в школу из-за низкой заработной платы и из-за того, что в обществе утерян статус учителя. Педагоги всегда получали мало. Всегда – и в советские времена, и потом. Я в школе с 1990 года, и никогда зарплата не была большой. Мы работали за благодарность детей, за уважение родителей. Идешь по городу, а вокруг с придыханием: «Это наша учительница». Сейчас этого нет – мы превратились в людей, оказывающих услугу. И произошло это из-за того, что утерян высокий статус Учителя – а это неправильно. Студенты, оканчивая вуз, не хотят идти в школу из-за того, что не хотят быть неуважаемыми.
– Помнят, как сами не уважали учителей и не хотят попасть в подобную ситуацию?
– Не хотят стать неуважаемыми людьми, хотят много зарабатывать. У молодежи сменились приоритеты.
– Со стороны ситуация видится так. Сначала речь шла о дефиците преподавателей пения и рисования – теперь нет педагогов базовых дисциплин. Можно говорить о кризисе системы образования?
– Кадровый дефицит ощущается одинаково по всем специализациям. Учителей музыки, физкультуры и рисования – профессионалов – всегда сложно было найти, это многолетняя проблема, доставшаяся нам с советских времен. Но не было дефицита кадров в начальных классах, учителей русского и иностранного языка, литературы, математики – мы его никогда не чувствовали.
– Это кризис?
– Да, это кризис.
– Это проблема окраинных школ или общегородская?
– В Иванове это общая проблема. Недавно была на мероприятии и разговаривала с коллегой из Москвы – у них тоже эта проблема стоит остро. Даже с их московскими зарплатами.
– Слышал, что есть другая сторона проблемы: опытные учителя выживают молодых: кто в погоне за часами, кто не хочет никаких перемен.
– Учитель всегда получал больше или меньше в зависимости от нагрузки. И кураторство старших товарищей тоже существовало всегда. Я тоже через него проходила. Нас учили опытные педагоги: мы ходили к ним на уроки, они нас тыкали носом и учили работать, вести уроки, общаться с детьми. Кто не справлялся с нагрузками, тот уходил. Не думаю, что это проблема. Тем более сейчас заработная плата не привязана к количеству часов, а ориентирована на конечный результат: сколько учеников участвует в олимпиадах, сколько стобалльников. Качество обучения – вот самое главное. Из этого складывается зарплата учителя, а не только из того, сколько часов он простоит в классе.
Сегодня можно взять ставку и заниматься дополнительным образованием – теми же платными образовательными услугами и неплохо зарабатывать.
– Говорят, где директора молодые и бойкие, там у учителей есть возможность хорошего дополнительного заработка: репетиторство, дополнительные услуги, и в таких школах нет проблем с кадрами. А директора советской закваски якобы не дают учителям такой возможности и их школы испытывают кадровый голод.
– Репетиторствовать в школе запрещено законом. Мы оказываем платные образовательные услуги, в рамках которых дополнительно готовим детей по предметам обучения, расширяя рамки программы и предоставляя больший объем знаний, чем предписывает обязательная программа. Проблема не в том, что директора не дают – не все учителя хотят дополнительно зарабатывать таким образом. Мы должны эти деньги с родителей получить, а в нашей школе, например, привыкли, что всё бесплатно. В начальных классах платные услуги хорошо идут, в том числе группа продленного дня, там у учителей зарплата выше. Начиная со среднего звена процесс тормозится. Родители, устраивая ребенка в школу, обещают много, многое хотят, а потом на платные услуги не идут.
Самый больной вопрос для директора – финансирование. Родители говорят: вам дают достаточно средств, вы обязаны. Понимаю, что обязана, но в этом году дали 400 тысяч на ремонтные работы – хватило только на то, чтобы «стянуть» здание школы. Администрация дополнительно выделила 150 тысяч, на них отремонтировали крышу, сделали вычинку. Депутаты помогают, но и у них средства ограниченны. Я ни одного кабинета не смогла отремонтировать – денег не хватило. Спасибо родителям за инициативу и помощь.
– Как вы решаете кадровую проблему в своей школе?
– Работаю со знакомыми, с нашими бывшими учителями, вышедшими на пенсию...
– То есть не за счет привлечения молодых выпускников вузов?
– …запускаем информацию, идем в вузы, на предвузовский факультет, на биржу труда – ищем везде, где можно. Заинтересовываем разными способами. Рассказываем о городской программе для молодых педагогов: дополнительно полторы тысячи ежемесячно и 10, 15, 20 тысяч по окончании 1, 2, 3 лет трудовой деятельности соответственно.
– Меняется школа, образовательные программы, меняются учителя. А ученики и родители – что с ними?
– Раньше родители шли в школу к директору и учителю за помощью, советом: что делать, как лучше научить и воспитать ребенка? Остались и сейчас такие – мало, но остались. Теперь родители, особенно молодые, идут к нам с требованиями. Не с вопросами: почему у меня ребенок такой, давайте вместе что-нибудь придумаем, решим. Нет, они говорят нам: «Вы должны».
Поменялись родительские устои: пропала ответственность за свое чадо, чувство обязательства –не только перед школой, но и перед соседом по лестничной клетке. Люди не хотят ни за что отвечать, перекладывают всё на других и оставляют себе только права. Забывают, что у окружающих есть точно такие же права. Мало родителей, которые хотели бы жить жизнью школы.
– А дети?
– Они смотрят на родителей и во многом копируют их. Но при этом дети стали менее агрессивными, чем еще десять лет назад. Уходит нигилизм и отрицание, они стали более активными и вовлекаемыми в дела. Дети у нас прекрасные.