Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Как к жизни в городе приспосабливаются тотально слепые или люди с почти полным отсутствием зрения?

С закрытыми глазами в собственной квартире можно научиться зажигать свет, выключать чайник, загружать белье в стиральную машину и делать еще множество полезных дел на автомате. Но стоит выйти за порог и... уже чувствуешь себя скованно и растерянно. Как к жизни в городе приспосабливаются тотально слепые или люди с почти полным отсутствием зрения? Об этом рассказывает жительница Иванова Светлана Высоцкая.

– Я родилась с почти полным отсутствием зрения, но родители никогда не делали скидку на это. С братом (у него хорошее зрение) были наравне. Конечно, с первого класса я училась в специализированной школе для незрячих. Учителя нам давали только нужную информацию, просили читать самое основное. Помню, что парты стояли в метре от доски (кстати, и в кино я брала билеты на первый ряд).

После школы поступила в спецучилище в Кисловодске, где готовят массажистов. Нас учили видеть и чувствовать руками. Региональное отделение Всероссийского общества слепых выдало нам магнитофоны для прослушивания информации (сейчас есть голосовые программы для компьютеров и телефонов; на экране можно увеличить шрифт). В Кисловодске, увидев, как слепые пользуются Интернетом, решила, что буду его осваивать.

Большинство не догадывается...

Вот уже 30 лет я сотрудник ивановской детской поликлиники № 8. Люблю работать с грудничками: чем меньше ребенок, тем эффективнее результат.

В зрячем коллективе мне никогда не делали поблажек. Многие забывают, что я не вижу. Всегда прошу коллег говорить, если они заметят грязное пятно или дырку на одежде. Пациентам объясняю: «Не поздоровалась – не значит, что зазналась». Но большинство не догадываются, что перед ними плохо видящий человек.

«Сказки я заучиваю»

У меня здоровые родители, взрослая дочь, подрастают внук и внучка. Могу пожертвовать чем угодно, но им уделю внимание по максимуму. Внук, я думаю, – будущий медик. Настолько он сообразительный в четыре года. Спрашивает, как идет ток и растет хлеб, движется кровь и работает кишечник, попадает в кран вода и расцепляются вагоны поездов. Внучке рассказываю стихотворения, сказки и басни. Но прежде записываю их себе на телефон, зубрю.

Пока они не воспринимают меня как незрячего человека. Да и дочь поняла это только в двадцать лет. Она привыкла, что я хожу в магазин, работаю, хлопочу по дому. А здесь обратила внимание, что держу телефон в паре сантиметров от глаз. «Это ты так плохо видишь?» – спросила она. Для меня это было неожиданно.

Обвести сложнее, чем зрячих

Несмотря на то что к жизни в городе приспосабливаешься, периодически возникают трудности. Мне, например, сложно в банках, где надо читать бегущую строку, в магазинах с мелкими ценниками. Поэтому я даже иногда иду в дальний магазин. Или включаю камеру на телефоне, увеличиваю экран и читаю через него. Неудобно задерживать людей, стоящих в очереди. Но многие относятся спокойно, предлагают помощь.

Конечно, есть проблемы с транспортом. Не вижу номеров маршруток, когда те выстраиваются в ряд, не успеваю спросить людей. Остановки тоже не объявляют: не стесняюсь, спрашиваю. Многие светофоры оборудовали звуковыми сигналами, тем не менее одна переходить дорогу не решаюсь. Когда на другой стороне висит гроздь светофоров, могу их перепутать.

В своем районе хожу на автопилоте. Знаю, где будет яма, ступенька, выбитый асфальт, бордюр. Иду смело и уверенно. Могу не смотреть на светофор, но интуитивно понимаю, что через три секунды свет переключится. В незнакомом месте я вся внимание, сосредоточена. На рынке сумка всегда прижата к себе, телефон в кармане чувствую... Да меня обвести сложнее, чем вас (смеется). Я даже ни разу не врезалась в стеклянную дверь, что было со многими моими зрячими друзьями.

***

«В региональном отделении Всероссийского общества слепых можно получить не только юридическую помощь. Вместе мы ездим на экскурсии, для нас организуют вечера отдыха, преподносят подарки. И Новый год отметим вместе. Будет вечеринка: елка, гостинцы, танцы, конкурсы... Музыкальный ансамбль из тотально слепых сыграет на синтезаторе, гитаре, балалайке и барабанах, может быть, выступит хор», – рассказывает Светлана Высоцкая.

ОПРОС

Что нужно для того, чтобы передвижения по городу стали комфортными?

Сергей Цветков, председатель молодежного движения глухих «МИГ 111»:

– Есть проблемы, касающиеся вызова пожарных. Мы с женой полностью глухие, у нас двое маленьких детей. Мы не представляем, кто нас разбудит, если что-то загорится. У глухих в регионе нет единой связи 112 в случае чрезвычайных обстоятельств – пожара, ДТП, остановок в лифте, вызова газовой службы... Пять лет назад решен вопрос вызова скорой помощи: установлен стационарный телефон для приема СМС 8 906 515 33 30.

Мы с активистами молодежного движения глухих города Иваново ИРООИ «МИГ» уже давно ждем фильмов в кинотеатрах с субтитрами: в соседних городах это пользуется спросом. Недоступны для нас и театры. Я бы хотел создать труппу, в которой одновременно играли глухие и слышащие люди, и это было понятно любому зрителю. Было бы неплохо, если бы у нас в регионе появился музей, в котором работали глухие экскурсоводы, которые интересно и познавательно рассказывали на жестовом языке. Такой музей – «Гараж» – есть в Москве.

В Иванове только одна школа для глухих и слабослышащих детей. В ней невозможно заниматься спортом: зал – 24 квадратных метра. Зато у нас есть замечательная спортшкола олимпийского резерва по карате с заслуженными тренерами России. Много иногородних детей имеют огромное желание заниматься этим видом спорта, но, к сожалению, у них нет возможности приезжать в спортшколу самостоятельно. Проблему можно решить, если организовать для детей транспорт.

Алла Нурмагомедова, студентка ИвГУ, колясочница:

– Я живу на Сортировке, вместе с подругой мы часто ходим гулять в центр. Наш самый нелюбимый маршрут начинается на улице Носова и заканчивается рядом с военкоматом на Сарментовой. Сам колясочник точно не проедет под мостом. Да и потом бордюры, отступы, ямы, залатанный асфальт мешают плавному передвижению коляски.

На набережной около площади Пушкина невозможно спуститься в переход. Пандусы не приспособлены для колясочников. Нам с подругой приходилось проходить по проспекту Ленина, вдоль цирка, музея – до первого пешеходного перехода – и возвращаться по противоположной стороне назад.

Многие пандусы в городе также не предусмотрены для нас. Коляска не проходит по габаритам или угол наклона такой, что невольно опрокинешься назад и стукнешься головой об асфальт. Думаю, если и делать пандусы, то единые. Чтобы коляска забиралась не по шпалам...

А в целом город стал доступнее, чем пять лет назад. В Москве, которая считается самым доступным городом России для колясочников, тоже много чего не предусмотрено. Если уж столичный уровень не соответствует нашим ожиданиям, чего мы хотим от провинции?

Чтобы менялась окружающая среда, нужно говорить об этом. Когда мы заявили, что в университете, в котором я учусь, не совсем правильно оборудовали пандус (отсутствовал завершающий лист для плавного ската), Общероссийский народный фронт помог в решении проблемы.

Уверена: нужно доносить просьбы до тех, кто может помочь, поскольку даже те, кто хочет быть полезен, не всегда знают, как именно они могут это сделать. Доступная окружающая среда начинается с самих нас.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам