Не в Иванове, так рядом
Много лет я комментировал рейтинги Союза промышленников и предпринимателей по объемам продаж. Сбербанк и «Ивэнерго» (а после разделения последнего – продающая и генерирующая компании) в этих рейтингах солировали.
В тройку лидеров реально промышленных предприятий попадали крупнейшие текстильные компании («Шуйские ситцы», «Самтекс»), машиностроители («Автокран» и «Кранэкс»), пищевики (Шуйский маслоэкстракционный завод и Ивановская пивоваренная компания). Это были монстры. Даже по советским меркам. Потому что люди научились не только производить, но и продавать.
Кто сейчас является лидером? Вы никогда не угадаете.
Пока нас кормили сказками
В 1900-х годах мой друг угодил в армию. Ему повезло. После половины года в учебке наш преподаватель (офицер, которые никогда бывшими не бывают) помог ему перевестись на службу на завод ЖБИ-100 в Ново-Талицах. Ничего плохого о том заводе сказать не могу, хотя стропальщикам пальцы в ивановских больницах отнимали аккуратно. Это был военный завод, где использовался труд военнослужащих. Мой друг с ужасом посмотрел на процесс, пришел к руководителю и сообщил, что имеет высшее экономическое образование. Потом он стал видным специалистом в бухгалтерии, но у стропальщиков пальцы отнимать не перестали.
Данный завод загнулся вместе со всей строеобеспечивающей промышленностью Российской Федерации. Меня постоянно просят не писать плохое про покойников, но к почившей в бозе стройиндустрии РФ я испытываю особые и теплые чувства. Потому что память треста «Ивановострой» жжет напалмом наши суровые сердца. У нас есть все производительные силы, чтобы застраивать Иваново квадратными метрами новых квартир. Нет любви к людям и понимания того, как они в этом нуждаются.
Но есть, есть пророки в своем Отечестве. Пока нас кормили сказками об инвесторах в текстильной, машиностроительной, пищевой и даже металлургической промышленностях, о которых рассказывать я не имею права, на развалины ЖБИ-100 зашел некий ДиПОС. В рейтинге промышленных предприятий он, кстати сказать, сразу появился. Я не поверил. Думал, накручивают. Ну, знаете, как бывает. Реально объемы есть, а все разбивается на сотню юрлиц. А тут раз – и лидер. Стал следить. Разумеется, коммерсантам незачем светиться. Им нужно рабочий класс собрать. И выжимать из него все соки – и морковный, и желудочный. Капитализм.
Но в прошлом году я узнал, что Верхневолжский СМЦ (он же ДиПОС) забирает себе и территории бывшего совхоза «Тепличный». Развивается? Несмотря на интерес налоговой инспекции и социальную ответственность бизнеса.
Почему небо светится
Я работаю в районной газете «Наше слово». Мы с компанией связались. И долгое время пытались узнать, не хотят ли они рассказать о своих планах. Коммерсанты так же долго думали. Ну вдруг мы денег спросим. Или антимонопольное агентство ощетинится. Потом мы приехали. Всей редакцией. Пока мы с корреспонденткой сидели в кабинете директора, мой зам с фотокором обошли все цеха. Рабочие по стойке «смирно» рассказывали, что у них все великолепно. А это – лучший показатель того, что предприятие реально работает. И люди опасаются потерять свои места. Скажу сразу, что на других предприятиях меня рабочие сразу звали покурить в сторонке и жаловались на руководство.
Например, совхоз «Тепличный». Помните такое предприятие? Градообразующее, если считать Ново-Талицы городом, которым они по факту являются. Я, переселившись в 90-е годы в Курьяново, все не мог понять, почему у нас небо по ночам такое светлое, будто стаи НЛО налетели. Потом сообразил, что это теплицы так облака освещают. Предприятие в принципе не могло быть убыточным. Его обанкротили искусственно. Сотни людей были выброшены на улицу. Но в природе ничего незаменимого нет. Вместо ЖБИ-100 и «Тепличного» пришел Верхневолжский СМЦ. Народ, кстати, возят на работу из всех окрестных населенных пунктов. Включая Иваново. Капитализм может быть полезен. Если он с человеческим лицом.