Во-первых, это красиво
Старые стены
Двор Большой ивановской мануфактуры совсем не похож на античные руины в разных уголках мира. Это место больше ассоциируется с Римом темных веков, когда разграбленные вандалами строения приспосабливались для иного жизнеустройства.
Если на БИМе оживление можно наблюдать лишь по периметру его территории, то во дворе бывшей фабрики имени Балашова трафик почти как в центре города в час пик. За новыми пластиковыми окнами старых корпусов работают швейные цеха, но стены не оштукатурены и даже интерьеры кое-где отреставрированы. Только вот пристройка из силикатного кирпича к технологической башне напрочь убивает впечатление от благородства промышленной архитектуры конца XIX века.
Эта страсть к уродованию встречается в городе удручающе часто. И речь идет не о малолетних вандалах, расписывающих остановки общественного транспорта или стены памятников архитектуры, а о людях, принимающих решения по изменению облика города. Славно, что есть и те, кто понимает ценность первоначального облика. Историк Дэвид Лоуэнталь в книге «Прошлое – чужая страна» писал: «Убеждение в том, что старинные здания и должны выглядеть старыми, не столь уж редкий взгляд. В отличие от людей, «от зданий ожидают, что с возрастом они только приобретают» и что «запечатленная на их фасадах история составляет часть того, чем мы в них восхищаемся». Некоторые ценят любые знаки возраста, даже вкрапления грязи. Бархатистая патина, которую придает сажа, «позволяет зданию открыто заявлять о своем возрасте»».
Тренд на обновление старого, при сохранении фактуры материалов, был задан несколько десятилетий назад. Бережная по отношению к аутентичному облику реновация индустриального наследия встречается в Иванове пока крайне редко. Дербенев-центр, старый корпус областной типографии, несколько корпусов НИМ-лофта – вот, собственно, и все на сегодняшний день. А ведь это визитные карточки нашего города наряду с памятниками конструктивизма, среди которых есть показательные индустриальные сооружения.
Звезда над водой
Одним из современных индикаторов популярности места я считаю желание сделать на его фоне селфи. Или просто сфотографировать его, несмотря на наличие открыток и несметного количества практически идентичных фотографий, выложенных во Всемирной сети. Это место должно быть и на слуху, и на виду. Оно даже может «по-хорошему» пугать, но все же не отпугивать.
Поклонников индустриальной эстетики не так уж и много, но их становится все больше. Типовой мир гетто спальных районов, с одной стороны, замыливает глаз, а с другой – вынуждает обращать внимание на избыточную, почти барочную красоту промышленной классики 1880–1890-х годов. Кроме того,джентрификация (реконструкция пришедших в упадок городских кварталов) стала модным поветрием, что повышает привлекательность постиндустриальных пространств для людей продвинутых и креативных.
Появившаяся в Иванове рекреационная зона между Театральным и Соковским мостами хороша еще и тем, что в нее удачно вписывается водонапорная башня с красной звездой над корпусами фабрики бумажно-технических изделий, укрытыми за высоким кирпичным забором. Находившаяся на этом месте Уводьская мануфактура была основана Никоном Фокиним в 1836 году. В 1872-мпрошла реконструкция, и фабрику оснастили новейшим английским оборудованием для производства и отделки ткани. В 1952 году фабрика перепрофилируется и становится шпульно-катушечной, ласково именуемой ивановцами «шпулькой». Ассортимент, вероятно, был близок к нынешнему: гильзы, шпули, втулки... Все то, без чего не может обойтись текстильное производство.
До недавних пор башню со звездой фотографы почти не замечали. Сейчас же благоустройство прилегающего пространства сделало ее чуть ли не символом Иванова, в то время как потаенная красота большинства фабрик скрыта от глаз. Почти 10 лет назад ивановский художник Евгений Шишкин сделал серию фотопейзажей трех фабрик для серии открыток, которые, к великому сожалению, можно найти только в Интернете. Мощные башни на его снимках возвышаются над фабричными корпусами подобно донжонам средневековых замков, искусная кирпичная кладка создает замысловатые узоры оконных проемов и аттиков, имея десятки оттенков красного. От этой красоты глаз невозможно оторвать.
Гимн фабричной эстетике
Десять лет назад Ивановский областной художественный музей в рамках программы «Инвентаризация ландшафта» реализовал на нескольких площадках проект «Коммуна». Одной из них стали двор и цеха Большой ивановской мануфактуры, где была презентована художественная акция «Графика завершений» знаменитого художника Валерия Кошлякова. Авторы проекта – Михаил Дмитриев и Светлана Воловенская – стремились найти подтверждение исторического статуса Ивановского региона как экспериментального проекта индустриальной эпохи и представить Иваново-Вознесенск в качестве символа индустриальной истории центра России.
Эта амбициозная заявка по сей день не реализована. А между тем проект на БИМе показал зрителям амбивалентность сосуществования современного искусства и индустриального контекста, растиражированных позднее, в частности Уральскими индустриальными биеннале. Одним из мест проведения следующего фестиваля «Первая фабрика авангарда» вполне мог бы стать двор БИМа, достойный того, чтобы большой симфонический оркестр исполнил там сюиту «Время, вперед!» и что-нибудь из классики. Например, пьесу Джона Кейджа «4 минуты 33 секунды».