Злые газовщики, дымоходчики-мошенники и субсидии малоимущим
С этими вопросами мы обратились к главному инженеру АО «Газпром газораспределение Иваново» Сергею Груздеву.
– Сергей Александрович, правда ли, что после взрывов газа в домах в конце прошлого – начале этого года ваши специалисты планируют какие-то массовые проверки?
– Безопасной эксплуатации газового оборудования сейчас действительно уделяется повышенное внимание. И это, на мой взгляд, правильно, поскольку пренебрежение этими вопросами несет огромную опасность для жизни и здоровья людей.
Но таких массовых проверок, какие были в конце 2016-го – начале 2017 года, пока не планируется. С другой стороны, теперь сотрудники нашей компании будут чаще появляться в квартирах и домах граждан, поскольку с 2019 года плановые работы по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) будут проводиться не раз в три года, как раньше, а раз в год.
Кроме того, в ближайшее время мы планируем начать совместные проверки с МЧС и УМВД. Эти проверки будут проходить в рамках нашего графика, но мы надеемся, что участие сотрудников МЧС и МВД позволит обеспечить допуск наших сотрудников в квартиры. Ведь не секрет, что далеко не все соглашаются пустить газовщиков для проведения ТО.
– Почему так происходит? Люди боятся, что придут злые газовщики и отключат плиту и колонку?
– Возможно. Действительно, после массовых проверок двухлетней давности у нас сложился имидж людей, которые стремятся навредить гражданам, отключив газ. Хочу подчеркнуть, что это не так. Основная наша цель – выполнить техническое обслуживание ВКГО и удостовериться, что газовое оборудование исправно и аварийных ситуаций, в том числе с тяжелыми последствиями, не возникнет.
– Почему же тогда ваши визиты так часто заканчиваются проблемами для жителей?
– Этому есть несколько причин. Во-первых, несанкционированное вмешательство в работу газового оборудования. Многие до сих пор считают, что, если сломалась газовая колонка, ее можно починить самостоятельно или попросить соседа. Или, что еще хуже, занимаются самостоятельно переносом газового оборудования в другое место, подвергая переустройству внутренние газопроводы и дымоотводящие патрубки, используя материалы, запрещенные к применению. А это может привести к очень печальным последствиям. И трагический опыт, к сожалению, никого не учит.
Во-вторых, у многих в последние годы просто не хватает денег на то, чтобы купить новую плиту или колонку, и люди продолжают эксплуатировать старые, уже неисправные. Получается, что именно малоимущие слои населения являются нашей группой риска.
При этом надо понимать, что наши сотрудники не действуют по настроению: хотим – отключим, хотим – не отключим. У нас есть жестко установленный (постановлением Правительства РФ № 410) перечень неисправностей оборудования, при обнаружении которых мы просто обязаны отключить газоснабжение, например неустранимая утечка газа или отсутствие тяги в дымоходе. Иначе в случае аварии, пожара или несчастного случая сотрудник нашего подразделения понесет ответственность вплоть до уголовной.
– Вы упомянули, что проблемы со старым газовым оборудованием часто бывают у социально незащищенных людей. Но ведь в свое время таким жителям предоставлялись дотации?
– Да, в 2017 году, после массовых проверок правительство области приняло решение о выделении единоразовой дотации до 10 тысяч рублей на замену газового оборудования для тех, у кого нет денег на приобретение такого оборудования. И многие этими дотациями воспользовались. Однако с 2018 года их не предоставляют. Хотя, как мне кажется, они были бы востребованными, поскольку и оборудование стареет, и малоимущих людей в регионе меньше не становится. Но с вопросами об этих дотациях необходимо обращаться в правительство области.
– Нередко можно услышать, что газовщиков не пускают в квартиры, потому что боятся мошенников. Да и схемы по вытягиванию денег из жителей придумываются все более изощренные. Про установку газовых счетчиков, после которой всю квартиру отключают от газоснабжения из-за неквалифицированного выполнения работ, мы уже неоднократно писали, но доверчивые люди все равно попадаются на этом. А теперь, как рассказали наши читатели, есть новые уловки. Например, приходят «специалисты» проверять вентканалы и дымоходы, говорят, что нашли нарушения, обещают сообщить в «Горгаз», чтобы потребителя отключили. А если не хотите отключения – пожалуйста, вот вам телефончик, вызывайте мастеров, которые за большие деньги установят вам приточно-вытяжной вентиляционный клапан. Как не попасться на такие уловки?
– К сожалению, случаи, когда на вопросах газовой безопасности недобросовестные предприниматели делают деньги, нередки. С теми же счетчиками: мы отключаем абонентов из-за установленных с нарушениями счетчиков еженедельно. Причем нарушения допускаются вопиющие. Были случаи, когда при установке даже не отключили газ в квартире и встревоженные запахом газа соседи вызвали нашу аварийную службу. Они приходят в квартиру, откуда шел запах, – а там какие-то «умельцы» ставят счетчик.
Как с ними бороться? Быть внимательным и не поддаваться на устрашающие «извещения». Помнить, что обязанность по установке счетчиков есть только у тех потребителей, которые используют природный газ для отопления – все остальные могут ставить прибор учета по желанию. И пользоваться услугами организаций, которые, во-первых, зарегистрированы в Ивановской области (как правило, фирмы, работающие с нарушениями, зарегистрированы в других регионах), а во-вторых, давно работают на рынке.
Что касается «проверки вентканалов», то надо знать: в многоквартирном доме договор на проведение работ по проверке вентканалов заключает управляющая организация (УК или ТСЖ), а не каждый собственник квартиры. Поэтому если к вам пришли проверять вентканалы, позвоните в УК, узнайте, действительно ли сегодня в вашем доме проводится проверка. Узнайте название организации, от которой к вам пришли с проверкой.
Если же говорить о наших проверках, то мы всегда уведомляем граждан о том, когда в доме будет проходить проверка. Эта информация за три дня вывешивается в подъезде, кроме того, план проверок на месяц вперед размещается на нашем сайте. Если при плановой проверке в квартиру попасть не удалось, то в почтовом ящике мы оставляем уведомление гражданину. Там мы сообщаем, что не смогли попасть в квартиру, и пишем номер телефона, по которому можно связаться с нашей службой ВДГО и договориться о визите проверяющих в удобный для вас день и в удобное время. Эта же информация периодически размещается на обратной стороне квитанции за газ.
Так что если потребитель добросовестный, то у него всегда есть возможность связаться с нами и предоставить нашим специалистам доступ в квартиру. В конце концов, речь в первую очередь идет о безопасности – на ней нельзя экономить и к этим вопросам нельзя относиться безответственно.
***
По данным АО «Газпром газораспределение Иваново», с начала 2019 года в регионе зафиксировано 5 случаев самовольной замены газоиспользующего оборудования (из них 3 – в Иванове, 2 – в Кинешме), которые привели к попаданию воды в газопроводы и, как следствие, к отключению жителей от газоснабжения.
В 2018 году таких случаев было зафиксировано 14 (Иваново – 10, Кинешма – 2, Вичуга – 1, Южа – 1).
В 2017 году отмечено 15 подобных случаев (Иваново – 7, Кинешма – 3, Шуя – 2, Вичуга – 2, Приволжск – 1).