На Дне
Иваново – уникально во многих отношениях. Одна только эпопея по закапыванию, откапыванию и демонтажу трамвайных рельсов при трех разных мэрах чего стоит. Увлекательнее ее только история ежегодного переноса Дня города и постоянно обновляющиеся традиции его празднования.
День города в новейшей истории начали отмечать в конце 80-х, когда главой горисполкома был Анатолий Головков. Впоследствии все мэры продолжали эту традицию, но вот дата была не просто плавающей – а скачущей, танцующей и даже воздухоплавающей.
Первые годы празднование проходило в последнее воскресенье мая. Почему воскресенье? Потому что в субботу многие учились и работали. И никому в голову не приходило, что после Дня города большинство взрослых граждан должны еще день отдохнуть и привести себя в порядок. А последний выходной мая был выбран сразу по ряду причин. Во-первых, праздники городов и поселков так или иначе приурочивались к профессиональным праздникам большинства. В нашем случае – это День работников текстильной и легкой промышленности, отмечаемый во второй уикенд июня. Но в июне дети и студенты разъезжались по лагерям, трудящиеся отправлялись на доступные курорты, пенсионеры – на фазенды – в общем, было никого не собрать. Так что День города для многих стал датой завершения учебного года и начала отпусков и каникул.
Праздничные притоки Уводи
Праздники эти были своеобразные. В 80-е культурная программа присутствовала в зачаточном виде. Хорошо еще, что был такой фестиваль «Красная гвоздика» и кто-то из гастролирующих артистов задерживался, чтобы выступить на открытых площадках. А так на импровизированных мангалах чадили шашлычники, нарядные семейства с детьми раскупали воздушные шарики и «петушков» на палочках, а вдоль замусоренных берегов Уводи возлежали те, кто напраздновался, не дожидаясь салюта. Особой проблемой было отсутствие общественных туалетов, и у главной городской реки появлялось множество новых могучих притоков.
Но в Дне города все равно была огромная притягательность. Особенно в конце 90-х, когда радостей у населения было кот наплакал. Не передать, какой восторг у неизбалованных зрелищами ивановцев вызывали первые чахлые фейерверки. С нынешними они даже близко не сравнятся, но эффект чего-то нового, яркого, на фоне отсутствия пенсий и зарплат и темной застиранной одежды большинства горожан впечатлял.
Я же особенно любил проводить время в «Городе мастеров». Такое средоточие творческих людей на квадратный метр вело к небывалому по плотности общению. Многие знакомые художники и народные умельцы в связи с этим прибегали к взаимозаменяемости номеров. Пока кто-то, набравшись впечатлений, отдыхал под ближайшей елочкой в спальнике или палатке, коллеги присматривали за его лотком и даже успевали продать несколько работ спящего.
Бегемот в обмороке
А вот первый всенародно избранный ивановский мэр Валерий Троеглазов, даром что прибыл к нам с Алтая, изучил историю Иваново-Вознесенска и решил восстановить историческую справедливость. Город наш, как известно, образовался путем слияния села Иваново и Вознесенского посада в 1871 году. О чем император Александр II «высочайше повелеть соизволил» 2 августа (21 июля по старому стилю). Валерий Васильевич резонно спросил, почему же День города отмечается не в этот день. И будучи человеком, скорым на решения, тут же перенес дату празднования на первую субботу августа.
Но горожане исторической справедливости почему-то не очень обрадовались. Злые языки тут же попеняли мэру, что он таким образом решил устроить праздник себе (по случайному совпадению Валерий Троеглазов родился как раз 2 августа). А еще в этот же день отмечался День ВДВ – такое совмещение не всех мирных семейных граждан устраивало. Мэр сокрушался. Но не сильно. При Троеглазове стали устраивать большие концерты на сцене Кокуя, устраивались театрализованные представления. У спонсоров (в первую очередь, пивобезалкогольных и пищевых компаний) после кризиса стали появляться деньги не только на фейерверки, но и на шоу. Мои друзья тогда работали в бесплатной городской газете «Иваново-ЦентрЪ» и участвовали в таких шоу в качестве ростовых кукол. Однажды один из них изображал бегемота, рекламировавшего лимонады «Лимпопо», и так перегрелся на солнце, что, сопровождая вереницу детей по стадиону, вдруг упал в обморок от теплового удара. Вот была потом забота – со стадиона нести бегемота.
Сразу два повода
Но как Валерий Троеглазов асфальтировал трамвайные рельсы, а следующий мэр, Александр Грошев, их откапывал, так и августовский День города сразу перенесли обратно. Правда, этому была еще одна причина. В День воздушно-десантных войск стали проводить на Северном аэродроме военизированное шоу «Открытое небо». Совмещать два праздника было, конечно, экономически выгодно, но горожане уже привыкли, что День города должен проводиться в центре. В итоге ивановцы получили два разных праздника.
Правда, эпопея с переносами даты главного городского праздника на этом не закончилась. Второй День города при Грошеве из экономии и вовсе хотели отменить, но в итоге все же совместили с Днем молодежи.
Губернатор Михаил Мень проводил торжества по случаю очередного юбилея Иваново-Вознесенской губернии, и День города тогда также переносили на июнь, тогда городом руководил Александр Фомин. А в прошлом году плавающая дата сместилась, наоборот, с 26 мая на 19-е, поскольку мэры городов Золотого кольца договорились развести свои муниципальные праздники.
Зато сам праздник за последние годы приобрел множество новых традиций. Парады, исторические троллейбусы, множество культурных программ. Я бы выделил отдельно инициативу «снизу», которую поддержал мэр Владимир Шарыпов, когда активные горожане, блогеры проявили инициативу, организовав сначала фестиваль «Город THEBEST», вызвавший у ивановцев большой интерес, а затем альтернативную площадку НИМ-лофт. Тем, кому официальные торжества кажутся слишком формализованными, смогли выбрать площадку по интересам.
Голоса «жирных» годов
Еще одним интересным маркером празднеств являлись приглашенные топовые группы и исполнители. Чем год был «жирнее», тем и аппетиты у приглашающей стороны были выше. Кто только на День города Иваново не приезжал. Сам я к попсе равнодушен, но и то пустил скупую мужскую слезу в 2011 году, когда на площади Пушкина вдруг запел Томас Андерс из группы моего детства Modern Talking. Кто-то также всплакнул под «Мираж» и Алексея Глызина. Кого-то впечатлила группа Morandi, кого-то «Минус 30» или Денис Майданов. У каждого свои музыкальные воспоминания об этом празднике. Помню, какое разочарование в свое время вызвало у ивановцев то, что мэрия не сошлась по деньгам с нашими знаменитыми земляками из «Дискотеки «Авария», хотя вместо них приехала целая поющая футбольная команда «СтарКо».
Сейчас заезжих гастролеров на празднике заменяют местные коллективы. Причем делается это не только по экономическим причинам, но и ради продвижения ивановских групп.