В настоящее время работы идут на десяти объектах
Разметка пешеходных переходов
Клиентские службы отделения СФР по Ивановской области работают каждую последнюю субботу месяца 
Фонд "Ива" приглашает на лекцию
Ивановский школьник стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
На перекрестке Шереметевского проспекта и улицы10-го Августа
Рецензия на «Оно 2» Андреса Мускетти

Прошло 27 лет с тех пор, как друзья из «Клуба неудачников» победили поселившееся в канализации провинциального городка Дерри древнее зло в обличье танцующего клоуна Пеннивайза. Жизнь пошла своим чередом, «неудачники» разъехались по разным уголкам страны, а всё случившееся затерялось глубоко в коллекторах памяти. Ничего не забыл только осевший на малой родине Майк, который все эти годы копался в библиотечных архивах, изучал индейские ритуалы и следил за полицейскими радиочастотами в ожидании неизбежного. Однажды вечером на месте загадочного убийства появляется до дрожи знакомый красный шарик… И Майк понимает: Оно вернулось. 

Первая часть дилогии Андреса Мускетти, вышедшая в 2017 году, имела безоговорочный коммерческий и зрительский успех. После хорошего, но слишком уже несовременного мини-сериала 1990 года поклонники Стивена Кинга дождались наконец экранизации «Оно» с эквивалентными дарованию Короля ужасов спецэффектами. Кроме них присутствовали затейливый саспенс, социальный подтекст и прицельные попадания в роли (была даже премия MTV за лучший актерский состав). 

Но уже в 2017-м было скорее не страшно, а жутко увлекательно смотреть на демоническую экзотику вроде слоняющегося по канализации мальчика в желтом дождевике или оживающей дамы Модильяни, пробравшейся на экран прямиком из режиссерского детства. Зритель, выросший на фильме Томми Ли Уоллеса, мог ностальгически откинуться в кресле и созерцать причудливые ипостаси Пеннивайза эпохи высоких технологий, представляя себя ребенком и задним числом радостно трепеща от ужаса. 

Дополнительный бу-эффект

Вторая часть, где взрослым (официальный рейтинг для всех фильмов «Оно» – 18+) показывают взрослых, подобной магии лишена. Убедить себя в том, что чудовищ, вылезающих из печений с предсказаниями, стоит бояться, зрителю не проще, чем персонажам поверить в то, что никаких чудовищ нет. Пара удачных скримеров, монструозная старушка, по-линчевски замирающая на полуреплике, – вот в общем-то и всё, чего можно по-честному испугаться.

На глазах размазывая условный грим жанра, приличия которого удается соблюсти лишь номинально, Мускетти обвешивает фильм всеми дежурными амулетами современного Голливуда: разгрузочные шутки и гэги, отсылки-пасхалки, камео. Это особенно иронично на фоне того, как другой зловещий клоун, из кинокомикса (что может быть более коммерческим), вместо прибауток выдает махровую драму – и берет в Венеции «Золотого льва». 

В области юмора повзрослевшие дети остались на уровне ностальгических хохм о «твоей мамке». Пеннивайз же с его дверью, за которой «совсем не страшно» (прозорливо в общем-то), в этом смысле эволюционировал в сторону макабрических интермедий в стиле Фредди Крюгера, еще одного пожирателя детских кошмаров. Одна из отсылок в картине – как раз к «Кошмару на улице Вязов» (его показывают в кинотеатре Дерри). В нагрузку – голова на паучьих лапах, как в «Нечто», и знаменитое «А вот и Джонни!» из «Сияния». В эпизодах засветились целых три режиссера: сам Мускетти, Питер Богданович и Ксавье Долан. Последний – в роли просвещенного гея из завязки фильма, выворачивающей наизнанку отношение первоисточника к гомосексуальности и подарившей зрителям (российским – без сомнения) один дополнительный бу-эффект без участия сил зла. Но самое эффектное камео всё же у Кинга-продавца, обсуждающего со своим героем неудачные концовки.

Кинг на экране

Неожиданному появлению мэтра на экране радуешься по-детски искренне, как чему-то живому, ещё трепыхающемуся в узловатых лапах непрошибаемо однообразного нарратива. С самого начала, выстраивая экспозицию, Мускетти действует с упорством отличника, подробно выводя отчет о проделанной временем работе над персонажами: заикающийся Билл стал известным писателем (Джеймс МакЭвой), рыжеволосая Беверли – модным модельером (Джессика Честейн), пухляш Бен – поджарым архитектором (Джей Райан), очкарик Ричи – популярным комиком (Билл Хейдер), предусмотрительный Эдди – состоятельным страховщиком (Джеймс Рэнсон), а бояка Стенли – успешным финансистом (Энди Бин). Идентичная в своём разнообразии реакция этих взрослых на тревожный звонок из детства от почти забытого друга Майка (Айзая Мустафа) подается как отдельный аттракцион.

Тот же педантизм режиссер показывает и дальше, сосредоточенно иллюстрируя поединок каждого «неудачника» с личными страхами и комплексами. Образы неизжитых детских кошмаров по-фрейдовски красноречивы: патриархально безупречная статуя дровосека Пола Баньяна, древняя старуха, навсегда оставшаяся «папиной дочкой», вездесущий семилетний зомби-Джорджи с его двойником из мира живых. В Дерри, где никто «не умирает в самом деле», никто по-настоящему и не взрослеет. Сбросив по возвращении в город шелуху социального статуса, герои предстают просто вымахавшими подростками, продолжающими бродить по знакомым сюжетным тропинкам – новых повествовательных маршрутов Мускетти не предлагает.

Тщательно пережевывая несложную мысль о том, что все наши травмы и сокровенные тайны родом из детства, фильм непрестанно сползает во флешбеки с детьми из первой части. Это работает не в пользу взрослых. Вместо закрытого клуба затравленных индивидуальностей, объединившихся не только против клоуна-убийцы, но и против всего опостылевшего взрослого мира, зритель получает почти уже случайную компанию усталых успешных людей, которым не терпится вернуться к своим делам. Да, напрячься и убить наконец Пеннивайза они в состоянии. В их силах даже воскресить запоздалый роман, побороть комплекс белой вороны, уехать всё-таки из Дерри и научиться сочинять хорошие концовки. Но тут-то неудачный хеппи-энд коварно вырастает за их собственными спинами.

Безвозрастной Пеннивайз (Билл Скарсгард) выглядит в картине убедительнее и, страшно сказать, правдивее взрослых «неудачников» – не зря в одной из сцен он (Оно) стирает грим вместе с кожей. Окончательно затравленный ими, учившимися травле на собственных шкурах, клоун изрекает: «Какими вы стали большими!» И у этой путевки в жизнь горький привкус. В созданном Мускетти мире пугает не то, что Оно вернется снова, а то, что не вернется уже никогда, как детство, где было место хотя бы и жуткому, но чуду. Для совсем не мистического, а экзистенциального ужаса осознания этой потери 18+ – недостаточно высокий рейтинг.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Те славные кавалеристы

Ивановские спортсмены-конники воевали героически

«Встретимся у брокколи»

Красивые деревья с необычной кроной растут на берегах Уводи. Молодые люди так и обозначают это место – «у брокколи»

Побывайте в «Муравейнике»

XIV Международный фестиваль театров кукол пройдет в Иванове 24–28 мая 

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам