БАННЕР
До 15 октября рестораторы смогут бесплатно разместить около своих заведений летние веранды
Произошли массовые отключения электроэнергии в нескольких районах города
компенсируют расходы за неиспользованный льготный проезд в мае-июне
заменят в Иванове в рамках подготовки к отопительному сезону
«РЖД» вернет в расписание еще более 100 поездов дальнего следования
Ольга Хрисанова
Если не заняться маркировкой прямо сейчас, то и производители, и продавцы текстиля просто уйдут с рынка

В России поэтапно вводится обязательная маркировка товаров. Это очередной шаг к прозрачному рынку и противодействие незаконному обороту товаров. С 1 декабря обязательной стала маркировка одежды и постельного белья.

Маркировка – это нанесение на упаковку товара уникальных идентификаторов. С ее помощью движение товара можно отследить на всех этапах.

Пока дано время на пилотные проекты, чтобы проверить систему и помочь бизнесу адаптироваться к новым правилам. Но в следующем году церемониться с теми, кто не успел или проигнорировал требования, не будут. 

Иваново как текстильную столицу, где работают тысячи различных производителей одежды и постельки, всё это коснется непосредственно. Этот вопрос был заострен на прошедшем недавно в Иванове форуме легпрома. Многие его участники и не подозревали масштаба предстоящих перемен. Ведущим этой темы на дискуссионной площадке был специалист в области цифровизации производства, председатель правления Российской Аутдор Группы Алексей Гребцов. 

– Большинство текстильных производств оформлены как ИП. А у них чаще всего выбрана такая форма налогообложения, которая не позволяет продавать маркированный товар. А маркировать его надо. То есть всем им придется срочно перейти на другую форму. Дальше они должны научиться входить в государственную информационную систему маркировки (ГИСМ) и работать в ней. 

– Это трудно?

– Трудно. Во-первых, даже если у вас есть соответствующее программное обеспечение 1С, нужно будет перейти с 8-й на 11-ю его версию. Но она не установится на устаревшие компьютеры, коих большинство, поэтому придется приобретать новые. К тому же надо покупать дополнительную технику, например сканеры, чтобы заводить товары в систему. И даже если всё это сделать, обязательно возникнут какие-то сбои, которые потом полгода будут устраняться. Хуже всего то, что большая часть ИП-торговцев вообще ничем этим не занимаются, надеясь, что как-нибудь само рассосется. Они считают, что маркировать – это не их проблема, что это вопрос производителя, а они будут продавать как продавали. Они не задумываются, что маркированный товар через систему придется принимать на склад, а потом, чтобы продать хоть единицу, выводить ее. И уже летом 2020 года любая коробка, находящаяся на складе, незаведенная в систему, будет находиться там незаконно. Еще надо успеть отмаркировать остатки своего товара и научиться заводить в систему вновь поступающий, уже маркированный другими партнерами-поставщиками.

Не рассосется

– А почему вы бьете тревогу? Разве предприниматели об этом не знают?

– Большинство, конечно, знают, но считают, мол, давайте подождем, может, отменят.

– А может, и правда отменят?

– Нет, вряд ли. На завтраке у губернатора, который проходил в рамках форума легпрома, я объяснил масштабы проблемы. Так вот там был замминистра, который сказал: ребята, или вы сейчас этим занимаетесь, или просто уходите с рынка. Другого не будет. Поэтому сейчас надо просто бить во все колокола. 

– Для предпринимателей маркировка будет затратной, расходы на нее войдут в себестоимость товара. 

– Есть мнения экономистов, что ни производство, ни торговля сильно не подорожают. Но расходы будут: на оборудование, на IT-специалистов, на печать самих марок, на программное обеспечение.

– А оно вообще есть?

– В том-то и дело, что пока нет. Только в середине декабря 1С модернизирует свою версию, которая сможет работать в автоматизированном режиме. Сейчас, слава богу, появляются компании, которые предоставляют этот сервис. Можно позвонить, приедут, попытаются внедрить. Но за это придется платить. Кроме того, там есть требование описывать каждое изделие. По многим параметрам: размер, цвет, рисунок, марка, материал, коды и не только. А представляете, если на производстве или в магазине тысяча единиц и моделей! Огромная работа, и если не заниматься ей сейчас – к лету не успеть.

– И тогда что?

– Тогда магазины закроются и всё, потому что они не имеют права немаркированные товары продавать. А потом – я вам больше скажу – закроются и предприятия, которые их производят. Они-то отмаркируют свой товар, а кто его будет реализовывать, если все торговые точки исчезнут.

Без марки нет будущего

– Как выглядит эта маркировка?

– А вот такой прямоугольничек, а в нём будет штрих или QR-код. А получить их можно через информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Кстати, для кодов будут нужны сканеры 2D, нынешние не подойдут.

– А на кого возложен надзор, кто будет проверять наличие маркировки?

– Когда ввели маркировку по шубам, этим занималась налоговая, потом полномочия передали Роспотребнадзору. Теперь этим могут заниматься любые надзорные органы. Установит такой проверяющий себе в смартфон специальную программу, наведет камеру на маркировку на коробочке и увидит по коду: кто её ввез, кто произвел товар, из чего, кому перегрузил, кто должен сейчас продавать это. И если в программе высветится, что отгружено магазину Х, а вы магазин Y и торгуете этим товаром, то мало не покажется. И я точно знаю, что если вы сейчас этого не сделаете, то будущего у вас уже через полгода нет будет. 

Эффективность будет еще та

– Насколько мы близки к всеобщей цифровизации производства?

– Есть примеры, когда на предприятиях ввели специальные программы контроля и на 30% эффективность повысилась. Это не 5%, не 10%, за которыми так в Европе гоняются, – тридцать! Эти производители даже не поняли, что делать с высвободившимся временем. Руководитель такого предприятия открывает планшет и видит, сколько на складе остатков ткани, сколько из них можно сшить изделий, кто работает, кто сколько произвел и за сколько времени, то есть кто насколько эффективен. Далее он может контролировать количество брака, упаковку, маркировку, какому поставщику заказ выполнен, какому еще нет и что для этого не хватает. Представьте, ваша кладовщица не будет ходить и записывать каждую единицу в книжку. Она пройдет, просканирует маркеры и сразу увидит, что в готовых изделиях, что в материалах, что в производстве. И это не фантастика, это уже реальность. Я 20 лет сотрудничаю с Китаем, у них это работает в полную силу. У нас со скрипом только-только очень немногие вводят. Надо понимать, что сейчас то самое время, когда в связи с маркировкой всё равно придется напрягать мозг, привлекать айтишников. Поэтому надо уже вводить и цифровизацию своего производства.

И все-таки сказать, что предприниматели игнорируют требования законодательства, нельзя. Большинство растеряны и не знают, с чего начать. Особенно много вопросов и страхов у владельцев небольших швейных производств. Им не хватает информации и разъяснений по нововведению. Можно ли как-то упростить требования по описанию товаров, что могло бы значительно сэкономить время и деньги? Много ли надо потратиться на регистрацию в единой системе, на сами коды, на маркировочное оборудование и программное обеспечение? Смогут ли выдержать финансовую нагрузку? Никому ведь не надо, чтобы швейные цеха и торговые точки массово позакрывались. И вообще, им очень не хватает поддержки местной власти. Ведь она, как никто другой, должна быть заинтересована в развитии малого и среднего бизнеса в регионе. 

Центр «Мой бизнес» проводит серию семинаров для ивановских предпринимателей по вопросам маркировки. Семинары продолжатся и в декабре. (Шереметевский пр., 85г). Кроме того, каждую неделю, по вторникам, средам и четвергам в центре «Мой бизнес» можно получить индивидуальную консультацию по вопросам маркировки. Консультации и участие в семинарах бесплатные. Запись по телефону 66-67-67

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Екатерина Сергеева

Без примерки магазины превратились в музеи?

В Иванове возобновили работу торговые центры

Владимир Шарыпов

Почем ливневка

Рубрика "Слово мэра"

Наталья Мухина

«Он не грызун – он хищник»

Пришли посмотреть на хомячка – ушли с хорьком

Ольга Хрисанова

Раздолжнители, то есть мошенники?

«Не можете платить по кредиту? Мы поможем списать все долги!»