Как воспитать семь «одинаково родных» детей

«Берем!» – так в 2004 году единодушно решили Протасовы на семейном совете, когда узнали, что одна 17-летняя роженица отказалась от ребенка. Заставили ее это сделать собственные родители. 

Нужно сказать, что к тому времени у Протасовых своих детей было пятеро: четверо сыновей и одна дочка. Мама – Людмила Леонидовна, врач скорой помощи, в чью смену и случились роды. А глава семьи – Михаил Александрович – подполковник, военный специалист, много лет служивший родине. Как это обычно бывает, за время службы – разные новые места, знакомства и удивительные встречи. Есть что рассказать.

И шатер Каддафи, и беседка Гамзатова

В Ливии Михаилу довелось познакомиться с Муаммаром Каддафи. Советские ракетчики обслуживали тогда в этой стране боевую технику. Арабский язык по заданию командования учили, но прямо на слух, без теории. Воинская часть располагалась на берегу моря, и один раз, когда Михаил, купаясь, заплыл довольно далеко, к нему подошел катер с группой военных ливийцев, во главе с самим лидером Каддафи. «Я и не узнал его. Они кричат мне по-арабски, мол, кто ты? Мне бы надо ответить, как нас учили: хабир – сарух (специалист – ракета), а я: хабир – харуф (специалист – свинья). Перепутал. Как они начали смеяться, а потом развернули катер и умчались. А вечером у нас был официальный прием в резиденции Каддафи, он узнал меня, долго жал руку и хохотал. Было неловко, но всё равно как-то по-доброму все отреагировали на мою ошибку». В то время в Ливии у Протасовых был только один сын, Сергей. Из-за его болезни, кстати, пришлось вернуться в Советский Союз. А там чуть позже, в Саратове, родился Леонид.

В этом городе Михаил преподавал в высшем военном училище. И когда открывали знаменитый саратовский мемориальный комплекс «Журавли», возглавил почетный караул. Тогда-то ему и посчастливилось познакомиться с поэтом Расулом Гамзатовым. «Мы очень подружились. Уже потом, когда нас перевели в Дагестан, мы часто сидели у него дома, в обвитой виноградом беседке, все вместе с его прекрасной женой Патимат. Читали стихи, говорили, бывало даже по три-четыре часа. Это был великий человек. Но с нами, с моей женой и детьми он общался очень просто». В Дагестане у Протасовых родились еще погодки Надя и Ваня. Младший сынок, Гриша, родился через шесть лет, уже в Ясной Поляне Тульской области. 

Из детского дома в офицеры, а мог бы…

Ясную Поляну Михаил Александрович считает своей родиной. Там он рос в детском доме и окончил школу, оттуда же поступил в военное ракетное училище. «Я ведь был очень трудный подросток, хлопот со мной у учителей и воспитателей было много. И с поезда меня снимали, и безобразничал. Завуч говорила, что ждет не дождется выпуска восьмилетки, когда меня в сатиновых штанах выпрут с крыльца куда подальше отсюда». Изменилось всё, когда в их детдом поступил новенький – Витя. Мальчишки подружились, и вот за ним, за отличником, хулигану и оторве Мише Протасову захотелось тянуться-учиться, заниматься спортом и техникой. Наш герой, между прочим, самый первый в школе освоил фото- и киноаппаратуру, да так, что в восьмом классе его отправили фотокорреспондентом в Чехословакию. К тому же он серьезно увлекся лепкой скульптур из мела и резьбой по камню. Его работа – мраморный бюст Льва Толстого долгие годы находился в родном детдоме до самого его закрытия (после последней встречи с выпускниками Михаил забрал его себе домой, и я видела эту выразительную работу). Так вот учителя тогда просто диву давались, как меняется парень, и это после того, как его хотели вообще выгнать! 

Любовь по переписке, но на всю жизнь

Свою Людмилу Михаил встретил в медвежьем углу – в поселке Вахтан Горьковской области. Позвали туда друзья отдохнуть сразу после окончания училища: лес, охота, рыбалка, танцы и девчонки. Красивых там и правда было немало, а вот одна сразу запала в сердце. «Всё, других больше не видел, только ее. Как она смотрит, как говорит, как ходит». Один раз потанцевали, а потом писали друг другу целый год. И в одном таком письме он сделал ей предложение. Она тогда училась на фельдшера в Калуге. Туда и поехал к ней за ответом. Дело было весной, она согласилась, и назначили свадьбу у нее в поселке, но… «Представляете, там столы накрывают на всю улицу, угощения, вино готовят, а меня военная часть (я служил тогда в Одессе) не отпускает! И так два раза, сначала в августе, потом в сентябре. Я уже думал, проклянет меня деревенская родня невесты. Ну как они там всем объясняли мое отсутствие? На третий раз я буквально сбежал из части со словами: как хотите, я поехал жениться! И меня уже не держали. Мы прожили с Людмилой счастливо 45 лет, а ведь как один день». Прошлой осенью из-за тяжелой болезни ее не стало. 

Вообще к нам в редакцию Михаил Александрович пришел сам. Ему хотелось, чтобы мы написали о том, какой замечательной была его жена – заботливая мама, добрая и мудрая, ловкая и умелая хозяйка. Как она могла наводить уют и порядок в любом казенном доме, какие наряды она шила детям. А еще ее знали и ценили как очень хорошего детского доктора во многих городах, где ей приходилось служить вместе с мужем. И на скорой помощи в Иванове Людмила Леонидовна Протасова проработала 16 лет. Сотни километров дорог, тысячи адресов и спасенных маленьких жизней. И, возвращаясь к началу рассказа, именно у нее и именно на работе появилась идея взять ребенка в семью.

Семеро одинаково родных 

Это было в 2004-м, когда к пятерым своим детям прибавилась еще и Юля, которая сразу стала родной. Позже во втором классе нашлись «доброжелатели», которые рассказали девочке, что она приемная. Были слезы, тревоги и срывы. К тому же стало известно, что ее родную маму убили почти сразу же после родов...Ох, сколько всего свалилось тогда на ребенка. Позже Юля сама нашла свою родную бабушку и пыталась наладить отношения, но это уже другая история. Семья, конечно, поддержала, всем вместе хватило мудрости и любви объяснить и успокоить. Сейчас Юле 15, эта большеглазая русская красавица наверняка еще разобьет не одно сердце. А мечтает она, как мама, которая вырастила, стать врачом. Кстати, именно по просьбе Юли девять лет назад в семье появилась еще одна приемная дочка – Даша. « Хочу сестренку!» – заявила она. А тут очень кстати позвонили из органов опеки и предложили взять только что родившуюся девочку. Ребенку нужна была семья с врачом, потому как из-за бестолковых родителей у полуторамесячной малышки уже появилось много проблем со здоровьем. И опять семейный совет решил – да, берем! «С тех пор как появились эти девчонки у нас, никогда не было разделения на свои-чужие, – рассказывает Михаил Александрович. – Старшие никогда не ревновали, и вообще мы с женой им сказали: если что с нами случится – вы все одинаково родные». 

Конечно, «одинаково родных» семьи Протасовых хочется перечислить: младшие девчонки Даша и Юля – школьницы второго и девятого класса, Сергей – наставник в Суворовском училище, Леонид – геолог, Надя – занимается бизнесом, Ваня – архитектор, а Гриша – инкассатор. 

Совсем недавно мужики Протасовы, благо все ловкие и рукастые, возвели «под крышу» крепкий просторный дом на 4-й Газетной в Иванове. Михаил Александрович живет в нем вместе с приемными дочками, а порой и внуками. Взрослые дети, конечно, уже отселились, но часто собираются здесь. И пока кто-то тоскует от одиночества, при этом лишь множа свои материальные блага, этот теплый дом бурлит от счастливых забот. И на его стенах с трудом находится место для новых семейных фотографий. 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам